protos7.ru |
Авторская страница |
ProtoS7 -> Апокалиптика -> История (Из истории Апокалипсиса) |
Из истории Апокалипсиса |
Фауст: Не трогайте далекой старины. Постичь минувшее, действительно, не так легко. Особенно, когда речь идет о книге, созданной на заре нашей эры. Но великие творения имеют великую судьбу. Они потрясают умы и сердца, оставляя неизгладимый след в жизни поколений. К таковым произведениям относится и "Откровение Иоанна Богослова", загадочный манускрипт христианских гностиков, на одном из старинных фолиантов которого сохранилась читательская запись: "Поистине книга духовная апокалипсис дивный..." Апокалипсис появился на свет в переломную эпоху, когда ощущение грядущего распада греко-римского языческого мира возбуждало в массах угнетенных страстное стремление к обновлению, к новому духовному союзу, объединяющему все земное и небесное. Зарождалось иное историческое время. Не только прошлое, не только настоящее, но и неведомое будущее все больше волновало "страждущих и обездоленных" первохристиан. Что впереди? Чаяния и надежды людей становились бурлящей силой. Могучая энергия искала выход, устремляясь к борьбе с мрачным настоящим во имя светлого будущего. Откровение Иоанна Богослова и стало первой новозаветной книгой, которая ярким, но мистическим светом озарила то, "чему надлежит быть вскоре". Книга сразу приковала к себе внимание, ибо воспроизводила картины ближайшего будущего. Однако среди них не было райских видений. Наоборот, пророчество возвещало о космических катаклизмах, о том, "что царство божие, столица которого - новый Иерусалим, завоевывается и раскрывается лишь после ожесточенный борьбы с силами ада".2 Лишь немногие праведники спасутся в этой битве царств и обретут жизнь вечную, все остальные обречены на погибель. Насыщенная страшными образами, темными знамениями и числовыми символами книга Иоанна породила множество слухов и разговоров о грядущем "конце света". Когда это произошло? В широко известной работе "К истории первоначального христианства" Фридрих Энгельс, ссылаясь на французского исследователя религии Эрнста Жозефа Ренана (1823-1892 гг.), в частности, говорит, что в Новом Завете есть единственная книга, время составления которой можно установить с большой точностью: "Она была написана, вероятно, между июнем 67 г. и январем или апрелем 68 года". Эта книга - Откровение Иоанна Богослова. Указанное время совпадает с последним годом правления римского императора Нерона (54 г. - умер 9 нюня 68 г.), после которого к власти пришел Сервий Гальба (с 9 июня 68 - 15 янв, 69 г.). С их именами соотносят некоторые апокалиптические картины и числа, что и послужило основанием для установления дат. В целом, однако, у историков нет единого мнения о времени написания книги. Ее появление соотносят и с периодом царствования Домициана (81-96 гг.), который подобно Нерону развернул массовые и повсеместные гонения на христиан. Следует отметить, что исторические свидетельства об Апокалипсисе весьма скудны, противоречивы, частью подложны. Одни авторитеты церкви во II-III веках настойчиво доказывали, что Откровение принадлежит Иоанну Богослову, другие авторитеты столь же упорно отрицали, либо высказывали весомые сомнения. По словам Ренана многие теологи считали Апокалипсис "книгой недостойной апостола, ибо заключавшиеся в ней пророчества не сбылись". Весьма интересный взгляд на эту проблему высказал русский и советский ученый Н. Морозов. В 1907 году он опубликовал книгу "Откровение в грозе и буре", в которой на основе анализа расположения созвездий, упомянутых в Апокалипсисе, пришел к выводу, что книга была написана после 30 сентября 395 года, а ее автор Иоанн Хризостом, более широко известный под именем Иоанн Златоуст. В общем, утвердился взгляд, что Откровение Иоанна было создано в конце 60-х годов I века, когда еще не изгладились воспоминания о страшном пожаре Рима в 64 году при Нероне, что послужило предлогом для первых жестоких гонений на христиан. А в 90-х годах, уже после падения Иерусалима (70 г.) и разгрома первого иудейского восстания против римлян (73 г.), когда при Домициане I поднялась новая волна гонений, апокалиптическая книга была отредактирована заново и размножена переписчиками. Так родилось Откровение, которое прочно соединилось с именем Иоанна Богослова. |
[ Выход на меню Апокалиптики ] |
Выход на Главную страницу |