ПротоS7

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

ProtoS7 -> Апокалиптика -> Апокалипсис в России

Апокалипсис в России

Василий Корень. Поклонение Сидящему на престоле.
"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом:
кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее".
(Откр-5:1-2)

Откровение Иоанна Богослова помогают глубже понять замечательные, почти забытые ныне  апокалиптические картины, что выполнил Василий Корень. Они заслуживают того, чтобы  стать достоянием самого широкого круга  читателей. Искусный мастер и художник, Василий Корень награвировал Книгу Бытия и Апокалипсис в 1692-1696 годах  (в 7200-7204 годах от Сотворения Мира, по хронологии XVII века). То была первая русская Библия в картинках. (См. прекрасное издание А.Г. Сакевич - “Народная гравированная книга Василия Кореня. 1692-1696 гг. “ИСКУССТВО”, М. 1983) Василий Корень положил в основу своего  труда текст первой московской печатной Библии, которая вышла в 1663 году, и композиционные схемы из Апокалипсиса Лютера. Несомненно, Василий Корень знал и творчески использовал разные западноевропейские Библии. В их числе – Библия Борхта (1582) и Библия Пискатора (1650 и 1674), а также ряд других.

Следует отметить, что созданный на Западе  иллюстрационный канон по книгам Священного Писания, был на Руси достаточно хорошо известен. Особенно яркие картины Дней Творений и Апокалипсиса. Однако Василий Корень не копирует западных мастеров. Следуя православной традиции, он привносит в свои рисунки тонкие иконографические изменения, делая их самобытными, полемически острыми, глубокомысленными. Они свидетельствуют: Василий Корень не только хорошо знал и самостоятельно толковал  Библию, что по тем временам было очень смело и небезопасно. Созданные им картины принципиально отличаются  от  западноевропейских  изображений священных сюжетов. Чем именно?

Получившие ныне всеобщее признание  иллюстрации  Альбрехта Дюрера, Кранаха, Гольбейна Младшего, Юлиуса Карольсфельда, несомненно, являются выдающимися  произведениями.  О достоинствах   их сказано много. Почти каждый эпизод Священного Писания выражен оригинальным  рисунком. Для западных художников Библия стала  своеобразным носителем самых разнообразных сюжетов священной истории. Но во всем многообразии иллюстраций отчетливо виден единый творческий подход. Это - стремление показать грандиозность божественных творений и деяний, их невиданную чудодейственность, и – особенно в апокалипсических катаклизмах – устрашающую неотвратимость пророчеств. Библейский сюжет  лишь отправная точка, творческий импульс для художника. Сама картина – плод его богатой  фантазии, едва сдерживаемой каноническими рамками. Создатели  иллюстраций   словно демонстрируют высшую и конечную  истину, их яркие  образы затушевывают Символику Мифа, затмевают и подменяют Библию,  отдаляя и отделяя ее от читателя.

Василий Корень.Апокалипсис. Четыре всадника.
"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом:
иди и смотри.
Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее:
иди и смотри.
И вышел другой конь, рыжий;
и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное говорящее:
иди и смотри.
Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть";
и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом,
и мором и зверями земными".
(Откр-6:1-8)

Иной подход у Василия Кореня. Его иллюстрации – не просто художественные картины.  Он использует всю гамму библейского письма – Образ и Слово, графический Символ и Число. Его рисунки  преисполнены мистическим смыслом, они обращены к чувству  и разуму, направляя  созерцательную мысль в сокровенные тайны Святого Писания. Судя по картинам, Книги Бытия и Апокалипсиса, многие фрагменты которых выходят за пределы православных догматов,  Василий Корень стремился приуготовить верующих к самостоятельному творческому постижению Библии, что само по себе было  ново и необычно, если помнить о категорических  церковных запретах для простолюдинов  на  переводы, чтение и толкование Ветхого и Нового Заветов.  Указывая на эти особенности, еще раз подчеркнем, что только на пути углубленного проникновения в священный текст  оказывается возможным приоткрыть завесу  древнейших тайн, сокрытых в Библии, раскрыть диалектику Слова и Числа. Можно сказать, что созерцательная ориентация картин Василия Кореня и принятый нами метод чтения-исчисления совпадают по своим целям – показать  скрытый в недрах Дней Творений и Апокалипсиса таинственный Божий Закон.

Василий Корень. "И когда Он снял шестую печать..."
"И когда Он снял шестую печать,
я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение,
и солнце стало мрачно как власяница,
и луна сделалась как кровь.
И звезды небесные пали на землю,
как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
И небо скрылось, свившись как свиток;
и всякая гора и остров двинулись с мест своих".
(Откр-612-14)

Василий Корень. "И второй Ангел вострубил..."
"Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла" (Откр-8:8-9).

Священная мифология –  это гениальное  открытие  Разума, познающего Вселенную, Человека и самое Мышление. В ней сконцентрирована Мудрость  Протоцивилизации,  концепция становления Мира и Человека, очерчен путь, ведущий к духовному озарению в его наивысшей фазе – Откровению.  Универсальные  законы природного и общественного бытия, вся метафизика Макрокосма+Микрокосма многими древними художниками-иконописцами были представлены в форме живых картин, в виде ярких и загадочных Мифов-Задач.


Василий Корень. "Третий Ангел вострубил..."
"Третий Ангел вострубил,
и упала с неба большая звезда,
горящая подобно светильнику,
и пала на третью часть рек
и на источники вод.
Имя сей звезде "полынь";
и третья часть вод сделалась полынью,
и многие из людей умерли от вод,
потому что они стали горьки"
(Откр-8:10-11).

Василий Корень. "Шестой Ангел вострубил..."
"Одно горе прошло;
вот, идут за ним еще два горя.
Шестой Ангел вострубил,
и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника,
стоящего пред Богом,
говоривший шестому Ангелу,
имевшему трубу:
освободи четырех Ангелов,
связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела,
приготовленные на час и день,
и месяц и год,
для того, чтобы умертвить
третью часть людей".
(Откр-9:12-15)

Василий Корень. "Шестой Ангел вострубил..."
"Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.
Шестой Ангел вострубил,
и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу:
освободи четырех Ангелов,
связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела,
приготовленные на час и день, и месяц и год,
для того, чтобы умертвить третью часть людей".
(Откр-9:12-15)

[ Выход на меню Апокалиптики ]

Выход на Главную страницу