ПротоS7

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

Василий Корень

"Апокалипсис"
1692 - 1696 годы


Священное Писание теперь прочно связано с иудео-христианскими, протестантскими и другими верованиями. Однако ни одна религия не исчерпала и не раскрыла полностью смысл Библии. Напротив, на протяжении многих веков Священное Писание фактически находилось под священным запретом, верующим и широким слоям людей образованных оно было недоступно для чтения. Духовный свет Книги нарочито искажался и затемнялся в угоду догматическим взглядам. Но теперь каждый может убедиться, что "явно-тайное" содержание Книги Книг ярче, выше, богаче и глубже всех ортодоксальных толкований и протестантских изъяснений.

Древние Мудрецы создавали не служанку будущих церквей, а творили Абсолютный Миф - абсолютную диалектику, единую историю Мира. В глубокомысленных мифологических картинах они отобразили трудный богоборческий путь, что проходят Бог и Человек в своем противоречивом становлении от Альфы до Омеги. Труды Алексея Федоровича Лосева помогают понять, что Священное Писание - это самая обыкновенная диалектика в развернутом и олицетворенном виде. Только представлена она не отрывочно, не ограниченно и ущербно, а во всей полноте образа и смысла. И Числа!

"Развернуть абсолютную мифологию - отмечал он - значит не что иное, как развернуть диалектику вообще, но только не такую диалектику, которая имеет под собою один из возможных принципов, но - все возможные принципы".
Мифы Библии отображают все категории в их диалектическом развитии и, добавим, в органическом единстве со Словами-Числами. Такой взгляд и надо принять, чтобы проникнуть в тайну геометрического Плана Торы.

Всмотритесь в замечательные и почти забытые ныне картины Василия Кореня.
Они заслуживают того, чтобы стать достоянием самого широкого круга ценителей древнего искусства. Искусный мастер и художник, Василий Корень награвировал Книгу Бытия и Апокалипсис в 1692-1696 годах (в 7200-7204 годах от Сотворения Мира - по древней хронологии). То была первая русская Библия в картинках. Она состоит из 20-ти листов Книги Бытия и 16-ти листов Апокалипсиса (некоторые страницы утрачены). Библия Василия Кореня гравирована на дереве размером 40*32 см, с
охранился единственный экземпляр этой книги.
В основу был положен текст первой московской печатной Библии, которая вышла в 1663 году, и композиционные схемы из Апокалипсиса Лютера. Несомненно, Василий Корень знал и творчески использовал разные западноевропейские Библии. В их числе - Библия Борхта (1582) и Библия Пискатора (1650 и 1674), а также ряд других.

Следует отметить, что созданный на Западе иллюстрационный канон по книгам Священного Писания, был на Руси известен. Особенно хорошо - яркие картины Дней Творений и Апокалипсиса. Однако Василий Корень не копирует западных мастеров. Следуя православной традиции, он привносит в свои рисунки тонкие иконографические изменения, делая их самобытными, глубокомысленными, полемически острыми. Они свидетельствуют: Василий Корень не только хорошо знал и самостоятельно толковал Библию, что по тем временам было очень смело и небезопасно, ведь канонические нарушения карались заточением в монастырь. Созданные им картины принципиально отличаются от западноевропейских изображений священных сюжетов. Чем именно?


Получившие ныне всеобщее признание иллюстрации Альбрехта Дюрера, Кранаха, Гольбейна Младшего, Юлиуса Карольсфельда, несомненно, являются выдающимися произведениями. О достоинствах их сказано много. Почти каждый эпизод Священного Писания выражен оригинальным рисунком. Для западных художников Библия стала своеобразным носителем самых разнообразных сюжетов священной истории. Но во всем многообразии иллюстраций отчетливо виден единый творческий подход. Это стремление показать грандиозность божественных творений и деяний, их чудодейственность, и - особенно в апокалипсических катаклизмах - устрашающую неотвратимость пророчеств. Библейский сюжет - лишь отправная точка, творческий импульс для художника. Сама картина - плод его богатой фантазии, едва сдерживаемой каноническими рамками. Создатели иллюстраций словно демонстрируют высшую и конечную истину, их яркие образы затушевывают Символику Мифа, затмевают и подменяют Библию, отдаляя и отделяя ее от читателя.


Иной подход у Василия Кореня. Его иллюстрации - не просто художественные картины. Он использует всю гамму библейского письма - Образ и Слово, графический Символ и Число. Его рисунки преисполнены мистическим смыслом, они обращены к чувству и разуму, направляя созерцательную мысль в сокровенные тайны Святого Писания. Судя по картинам Книги Бытия и Апокалипсиса, многие фрагменты которых выходят за пределы православных догматов, Василий Корень стремился приуготовить верующих к самостоятельному творческому постижению Библии, что само по себе было ново и необычно, если помнить о категорических церковных запретах для простолюдинов на переводы, чтение и толкование Ветхого и Нового Заветов. Указывая на эти особенности, еще раз подчеркнем, что только на пути углубленного проникновения в священный текст оказывается возможным приоткрыть завесу древнейших тайн, сокрытых в Библии, раскрыть диалектику Слова и Числа. Можно сказать, что созерцательная ориентация картин Василия Кореня нацелена на то, чтобы показать скрытый в недрах Дней Творений и Апокалипсиса таинственный Закон.



[ Выход на огавление ]

Выход на Главную страницу