ГЛАВА 9
Ум измеряет все, создавая точку,
линию и плоскость. Существует одна-единственная точка; она является
свернутостью
и совершенством линии.
О природе свертывания.
Ум создает адекватные меры для различных вещей. Что побуждает его к
этому?
Философ. Я вижу, приближается ночь. Поэтому, простец, поторопись с
тем многим, что еще осталось, и изложи, каким образом ум все измеряет,
как ты это утверждал вначале.
Простец. Ум делает точку границей линии, линию - границей поверхности,
поверхность - границей тела. Он создает число, так что множество и величина
- от ума, и поэтому он все измеряет.
Философ. Объясни, каким образом ум образует точку.
Простец. Точка есть то, что соединяет линию с линией, или граница линии.
Когда мыслится [прямая] линия, ум может рассматривать то, что соединяет
две ее половины между собой. Если он это сделает, то на линии окажется
три точки: две будут ее концами, а третью ум представляет как то, что
соединяет две половины. Концы линии и ее середина не являются различными
родами точек. В самом деле, точка, соединяющая две половины, является
также концом линии. И если ум даст каждой половине собственную границу,
то линия окажется с четырьмя точками. Поэтому, на сколько частей ум
разделит помысленную линию, сколько будет концов этих частей, столькими
точками и будет определяться помысленная линия.
Философ. А как ум создает эту линию?
Простец. Рассматривая длину без ширины; а поверхность - рассматривая
ширину без толщины, хотя в действительности (actu) не может быть ни
точки, ни линии, ни поверхности, так как вне ума в действительности
существует только телесность. Так мера всякой вещи, или ее граница,
происходит от ума. Дерево и камни также обладают известной мерой и границей,
только не от нашего ума, а от ума несотворенного, от которого исходит
граница всякой вещи.
Философ. Полагаешь ли ты, что точка неделима?
Простец. Я полагаю, что точка, поскольку она является границей, неделима,
так как не может быть границы у границы? Если она будет делимой, она
не сможет быть границей, так как сама будет иметь границу. Поэтому точка
не количественна и количество не может составляться из точек, так как
оно не может быть составленным из того, что лишено количества.
Философ. Ты совладаешь с Боэцием, утверждающим: "Прибавляя точку
к точке, делаешь не больше, чем если бы ничто присоединял к ничему",
Простец. Поэтому, если ты соединяешь концы двух линий, ты, конечно,
получишь большую линию, но соединение концов не образует никакого нового
количества.
Философ. Не считаешь ли ты, что точек будет больше?
Простец. Точек не будет больше, и не будет больше единств, но, поскольку
точка есть граница линии, ее можно находить на линии в любом месте.
И тем не менее у линии есть только одна точка, которая, будучи продолженной,
и оказывается линией.
Философ. Значит, на самом деле в линии нет ничего, кроме точки?
Простец. Правильно. Но вследствие того, что лежащая в основе материя
изменчива, в ней возникает некоторое продолжение точки. Так, хотя есть
только одно единство (unitas), тем не менее о числе говорится, что оно
состоит из многих единиц (unitatibus) вследствие различия подлежащих
единению (unitati). Таким образом, линия есть развитие точки, плоскость
- линии, тело - плоскости. Поэтому если ты устраняешь точку, то теряется
всякая величина; если устраняешь единство, теряется всякое множество.
Философ. Как ты понимаешь, что линия есть развитие (evolutio) точки?
Простец. Эволюция есть то же, что и развертывание; то есть точка присутствует
во множестве атомов так же, как и в отдельных соединенных и следующих
один за другим атомах. Во всех атомах - одна и та же точка, как во всех
белых вещах - одна и та же белизна.
Философ. А что такое, по-твоему, атом?
Простец. В мысленном рассмотрении непрерывное делится на части, всегда
делимые, как и множество растет до бесконечности; но в результате действительного
(actu) деления мы доходим до части, в действительности неделимой, которую
я и называю атомом. Атом есть актуально неделимое вследствие своей малости
количество. Множество в умозрении также бесконечно, а в действительности
оно ограничено, потому что множество всех вещей определяется конечным
числом, хотя нам оно и не известно.
Философ. Не является ли точка завершением (perfectio) линии на том
основании, что она ее граница?
Простец. Да, она ее завершение и целостность, свертывающая в себе линию.
Ставить точку - значит ограничивать самую вещь; а где ограничение, там
и завершение. Завершенность же вещи есть ее целостность. Поэтому точка
есть граница линии, а также ее целостность и совершенство (perfectio),
которое так свертывает в себе линию, как и линия развертывает точку.
В геометрии, говоря о целостном совершенстве линии АВ, я еще до проведения
линии от А до В обозначил целостность линии при помощи точек А и В,
то есть что линию не нужно продолжать. Заключить целостность вещи в
действительности или в уме отсюда и досюда и значит то же, что свернуть
линию в точке. Развертывать же - значит по частям проводить линию от
А до В. Так линия развертывает то, что свернуто в точке.
Философ. Я полагал, что точка свертывает линию так же, как единство
- число: как в линии нельзя найти ничего, кроме точки повсюду, так и
в числе - ничего, кроме единства.
Простец. Неплохое замечание. В различных способах выражения заключено
нечто тождественное, и тот, который ты употребил сейчас, ты можешь использовать
при всяком свертывании. Например: движение есть развертывание покоя,
поскольку в движении нет ничего, кроме покоя. Точно так же: "теперь"
разворачивается во времени, поскольку во времени нет ничего, кроме "теперь".
И так далее.
Философ. В каком смысле ты говоришь, что в движении нет ничего, кроме
покоя?
Простец. Поскольку движение есть переход из одного состояния в другое
- так как предмет, находясь в каждом данном состоянии, не движется,
- постольку в движении нет ничего, кроме покоя. В самом деле, движение
есть выход из данного состояния, и двигаться - значит отходить от чего-то
одного, то есть к чему-то другому. Поэтому движение и есть переход от
покоя к покою, так что оно оказывается не чем иным, как упорядоченным
покоем, или состояниями покоя, последовательно упорядоченными.
Многого достигает тот, кто обращается с вниманием к свертываниям и их
развертываниям, а особенно к тому, что свертывания являются образами
свернутости бесконечной простоты, - не развертываниями ее, а именно
образами, - и они находятся в сфере сложной необходимости. И ум в качестве
первообраза свернутости бесконечной простоты, обнимающий своею силой
силу этих свертываний, оказывается местом или областью сложной необходимости,
потому что истинное бытие отвлечено от изменчивости материи и существует
не в материи, но в уме, о чем, на мой взгляд, сказано больше чем достаточно.
Ритор. Ничуть не больше, пусть даже и дважды: приходится по нескольку
раз говорить о том, о чем нельзя сказать исчерпывающе.
Философ. Интересно, если ум, как ты, простец, говоришь, называется
так от "меры", то почему он с такой жадностью стремится к
измерению вещей?
Простец. Для того, чтобы постичь свою собственную меру. Ум есть живая
мера, которая путем измерения других вещей постигает свою способность
схватывания. Все это ум делает, чтобы познать себя самого. Но, разыскивая
собственную меру во всем, он находит ее только там, где все - едино.
Именно там истина его точности, потому что там его адекватный первообраз.
Философ. Как ум может сделать себя адекватной мерой для столь разнообразных
вещей?
Простец. Тем способом, каким совершенный облик (absoluta facies) мог
бы сделать себя мерой всех обличий. Понимая, что ум есть абсолютная
мера, не могущая быть больше или меньше, так как она несводима к количеству,
и понимая также, что эта мера - живая, так что измеряет она сама собою,
как если бы живой циркуль мерил сам собою, ты постигаешь, что ум делает
себя понятием, мерой и первообразом, чтобы постигнуть себя во всем.
Философ. Я понимаю, что сходство с циркулем, который не связан определенной
длиной, заключается в том, что циркуль и раздвигается и сдвигается,
чтобы уподобиться определенному количеству. Но уподобляет ли ум себя
модусам бытия - об этом скажи.
Простец. И даже всем! Он уподобляет себя потенциальности, чтобы все
измерять потенциально; также и абсолютной необходимости, чтобы измерять
все единообразно и просто, как это делает бог; а также сложной необходимости,
чтобы все измерять в свойственном ему бытии; а также детерминированной
потенциальности, чтобы измерять все, как оно существует. Ум измеряет
также символически по способу сравнения, когда он пользуется числом
и геометрическими фигурами и уподобляется им. Поэтому для того, кто
тонко всматривается, ум есть живое и нестяженное подобие бесконечного
равенства.