ProtoS7.ru

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

Автор - Касаткин Валентин Михайлович

 

"Н.А. Морозов versus А.Т. Фоменко"

ББК 63.3/0/3,87,86.3,86.33 К
СПб, 2003 , - 12 с
ISBN - 85929-048-9
/2003/

Автор полагает, что в отечественной   хронологий можно выделить три группы исследователей:

1.     Сторонники традиционной хронологии

2.     Николай Александрович  Морозов /1854-1946/

3.     Д.Т. Фоменко и его коллеги

Рассмотрены точки зрения каждой из групп на примере оценки датировки лунных затмений   по   "Альмагесту" Клавдия Птолемея.

"Да, как это может быть, - возмутится иной читатель - если Николаи Александрович Морозов /1854-1946/ по 46 лет прожил в XIX и XX веках, а Анатолий Тимофеевич Фоменко, академик-математик, наш современник? Скорее, А.Т. Фоменко   против     Н.А, Морозова!"  Можно и так, но автору уже с самого начала хотелось бы расставить   приоритеты.

Речь пойдёт о   хронологии, т.е. разделе истории, занимаю­щимся   датировкой   исторических событий. В оппозиции к тради­ционной, в первой трети прошлого века, благодаря трудам К.А. Морозова, появилась   новая   хронология.

В 1928 г   Н.А. Морозов пишет :

"... то сразу вырываемся из оков нашей старой хронологии и отарой топографии, и перед нами предстаёт задача построить новую хронологию и новую топографию наук, основанные более на рационалистических, геофизических и эволюционных соображениях, чем на слепом дове­рии к дошедшим до нас рукописным документам, собственная древность которых обыкновенно не заходит даже и за ХIV век наши эры".

/1с 284/

Работая о рефератом А.Т, Фоменко "Критика традиционной хронологии античности и средневековья /какой сейчас век ?/", автор данной работы почувствовал нежелательность "углубления" в та­кой первоисточник, как труды Н.А. Морозова. К примеру, на странице 133 реферата дана такая ссылка: "В /43/ приведены аргументы ..."/2 с!33/. Открываем реферат на стр. 199  и в "Литературе" находим:

"43.   Морозов   Н.А.     Христос. /История человеческой культу­ры в естественно-научном освещении/.Т.1-7. М.Л. ,1924-1932"

Ну и в каком из перечисленных 7/!/   томов   можно найти "приведён­ные аргументы", если VI том содержит 1200 страниц /почему и разделён на две части - ч.1 и ч.2/, а остальные   от 550/1-й/ до 896/V-й/ стра­ниц? При этом каждый том имеет своё собственное название, под кото­рой он и учтён в библиотечном каталоге . Поскольку автору приходилось

работать со всеми семью томами, то сейчас будут приведены их названия по московскому переизданию 1.997-1998 гг., воспроизводящему прижизнен­ную публикацию:

I. "Небесные вехи земной истории человечества",

2. "Силы земли и небес",

3. "Бог и слово",

4. "Во мгле минувшего при све­те звёзд",

5. "Руины и привидения",

6. "Из вековых глубин"/чч I и II/,

7. "Великая Ромея. Первый светоч средневековой культуры".

На огромном поле столкновения научных интересов   именуемом "хроно­логией", по мнению автора, можно выделить три группы участников:

1.    Сторонники традиционных взглядов, позиция которых хорошо выражается словами известной песенки: "всё хорошо, прекрасная маркиза! всё хорошо, как никогда! Ни одного несчастного сюрприза, за исключеньем пустяка ! Так, ерунда! Пустое дело! ..."

2.    Н.А. Морозов, который своими трудами доказал, что "Кобыла Ваша околела !": используя астрономическую привязку он резко "омолодил" известную хронологию.

Вот некоторые примеры :

-  21 марта 368 года нашей эры по юлианскому календарю является фактической датой казни Христа /3 с 96/;

- формой казни было НЕ распятие на кресте /3 ос 84,85; между прочим,  «Гречеоко-русокии словарь" в 2-х частях издания Москов­ского Университета 1846 года содержит одно из значений глагола "ставроо" - "окружать частоколом", что позволяет переводить имя города "Ставрополь" как "Деревянный город" -   южнее  домов из дерева просто нет/;

-    4-е апреля как "день обмана" возник в 378 г н.э. /3   о 153/;

-    "Апокалипсис" создан по наблюдению звёздного неба во время грозы на о. Патмос 30 сентября 395 года н.э. /3 с 50/;

-    Дендерский храм, обнаруженный во время египетского похода Наполеона I , содержал два скульптурных потолочных украшения:   в главном храме "Круглый зодиак" датирован Н.А. Морозовым 568 г. н.э./4   с 672/, и в предхрамии "Длинный зодиак" - 540 годом н.э.
/4   с 686/.

3.  А.Т. Фоменко и его коллеги. Их задача "исправлять", якобы, "недогляды" Н.А. Морозова и обязательно   "омолаживать" еще дальше даты, установленные Николаем Александровичем.

Представители первой группы пользуются официальной поддержкой, объяв­ляя "лженаукой" результаты, полученные представителями двух других групп. 21 декабря 1999 года на истфаке МГУ была проведена конференция "Мифы "новой хронологий". Весьма интересным оказался завершающий док­лад к.и.н. О.И. Елисеевой "Гносеологические корни теории Фоменко в философских концепциях эпохи Просвещения", большой фрагмент из кото­рого приводится ниже:

"... "Энциклопедию"/Дидро и д'Аламбера - В„К./ покупали аристо­краты, учёные академии, провинциальное дворянство, рантье, нота­риусы, учителя - т.е. именно те слои общества, которым предстоя­ло сыграть заметную роль в надвигающейся революции. Подписчиков из среды торговой и промышленной буржуазии практически не было.

... К новым идеям зачастую оказывалась восприимчива та часть об­щества, чьи позиции уже серьёзно пошатнулись. Анализируя круг поклонников теории Фоменко, можно выявить схожую закономерность. Среди них много лиц с пошатнувшимся социальным положением и за­детым корпоративным сознанием: бывшие офицеры, преподаватели военных вузов, учёные - представители естественных и точных научных дисциплин, до недавнего времени работавшие с высокими тех­нологиями в оборонной промышленности и чувствовавшие свою полную защищённость от социальных потрясений. Они тянутся не столько к сути теории Фоменко, которую даже часто не понимают, сколько к болезненной новизне конструкции, ломающей жёсткие рамки привыч­ных представлений об истории. Принимая ультралевые и ультрара­дикальные концепции/ эта часть общества старается закрепиться в опасном для себя Завтра.

Что касается т.н. "новых русских", то их среди сторонников Фо­менко нет, как не было у "Энциклопедии" Дидро читателей среди промышленной буржуазии. Новые слои общества, уверенными шагами идущие к господству, заинтересованы как раз в освящении своей будущей власти некоей традицией и склонны поддерживать именно традиционные формы гуманитарного знания . ..."

/5 ос Й9Д20/

Ещё более резко выступил в "вестнике РАН" д-м.н. Ю.Н. Ефремов.

В своей статье "Конец "новой хронологии"   он потребовал проведения суда  чести   над   А.Т, Фоменко..,  . Читатель может не пове­рить этому,  почему приходится снова цитировать:

"... единственным способом остановить позорящую нашу науку про­паганду плодов систематизированного бреда станет организация над А.Т. Фоменко суда чести. Процедуру и состав суда могла бы опреде­лить Комиссия РАН по борьбе с лженаукой по согласованию с Прези­диумом РАН и ректоратом   МГУ". /6   с 802/

Эта публикация была в   № 9, сентябрьском, 2000 г "Вестника   РАН".

А до этого, в   № 2 , февральском, 2000 г   того же "Вестника  Российской Академии Наук"   не нашлось места для того , чтобы отметить 400 лет со дня сождения   в   Риме, на "Кампо ди Фьори" /"цветочная площадка"!/ вели­кого испанца   Джордано Бруно /17 февраля 1600 года/...

Но вернёмся к хронологии.   Ожесточённая, бескомпромиссная борьба представителей   1-й   и 3-й   групп между собой, как ни странно, даёт "совокупный продукт", отличающийся   "единомыслием"   -   а именно, представители обеих групп дружно   затаптывают  ре­зультаты, полученные   Н.А. Морозовым.   Вот к такому неожиданному вы­воду пришёл автор.

В качестве примера рассмотрим  различие в подходе каждой из групп к такому   документу, как "Альмагест"   Клавдия    Птолемея. Конечно, не ко всему материалу, а только к   затмениям, лунным, ибо других   в    "Альмагесте" просто нет. Автор не имеет возможности использовать издание    "Halma",  Рагis,   1813,   "Claudii Ptolemaei Syntaxis matematica",  которым пользовался  Н.А. Морозов /1 С 448/.  По его изложению /"Таблица   XXIII, 1   с 452/, "по старой хронологии", в "Альмагесте"    приведены лунные затмения   от   - 720 г., до   + 136 г. т.е. от VIII века до н.э. и по II век н.э. Н.А. Морозов приводит в своей "Таблице" всего  19 затмений, выделяя среди них четыре "гнезда затмений": 3 затмения в период   -720, -719 гг., 3 затмения в период -382, -381 гг., 3 затмения в период   --200, -199 гг.,    3 затмения в пе­риод  +133,134,136 гг. Или, три "гнезда затмений" до нашей эры, и одно во II веке нашей эры.

Воя приведённая выше датировка групп затмений  как раз и соответ­ствует   взглядам   представителей   4 -и "группы" участников.

Н.А. Морозов цитирует "Альмагест":

"Среди трёх выбранных нами и имевших место в "Вавилоне" //так в тексте - В.К.// лунных затмений, первое наблюдалось в первом году Мардок-Эмпадоса/ от мардок - мятежник и эмпедос - стойкий, постояиный/ в ночь   29/30   египетского Тота.   Оно началось час спустя после восхода Луны и было полным, так как в это время Солнце находилось в конце   Рыб, и ночь имела   12 астрономичес­ких часов, то затмение наступило /"в Вавилоне", все примечания Н.А. Морозова - В.К./ в   4 1/2   астрономических часа до полночи, а середина его пришлась за   2 1/2 часа до полночи. Мы ведём счёт часам от Александрийского меридиана /, а так как он находится приблизительно на   2/3   астрономического часа к западу

от "Вавилона" /который сослан уже в Месопотамии !/, то, следова­тельно, середина затмения была /в Александрии/ за   3 1/2 астроно­мического часа до полночи".

/1с 448/

Определив это затмение как мартовское - "Солнце находилось в конце Рыб" и "ночь имела 12 астрономических часов", - Н.А. Морозов находит для него пять решений   /"год" н.э., "месяц", "число"/:

303 - III - 19         405 - III - 31         517 - III - 23

824 - III - 18         843 - III - 19

Причём первое, "303 - III - 19", он полагает "менее точным" /I с 449/.

Полный   результат решений по   всем   четырём "гнёздам" Н.А.Мо­розов сводит в    "ТАБЛИЦУ   /XXIV /1 с 470/, в которой "гнёзда" при­ведены в  обратном   порядке:

" I триада ": 405 - III - 31         406 - III - 20         406 - IX - 14

" II триада", в которой приведены     три   решения:

или 368 - III - 21    368 - IX - 13    369 - III - 10

или 612 –XII -12    643 - VI - 7      643 - XII - 1

или 697 - I - 13      697 - VII - 9    698 - 1-2

" III триада", в которой приведены   два   решения:

или   350 - III - 10         350 - IX - 12     351 - II -27

или   878 - X - 15         878 - 1У - 20      879 -X - 4

   IV триада" из   четырёх   дат: 125-IV-5

133-V-6         134 - X - 20  136 - III -  6

"апокриф, вычисленный в новое время" /примеч. Н.А. Морозова/

/I c 470 /

Н.А. Морозов пишет: "Я назвал эти три затмения первым гнездом лун­ных затмений автора Альмагеста. Почему такое название? Потому что   и другие затмения этой книги распределены гнёздами… вы сами видите четыре гнезда из трёх затмений, отделённые по обычному /не   по моему !/   счёту   друг от друга целыми веками ...". /1   с 452/

 И ещё уточняет: "То обстоятельство, что 31 марта названо "концом Рыб" пока­зывает, что истинное равноденствие было уже значительно ранее конца Рыб, если оно было 20 марта, однако, очень вероятно, что оно тогда считалось ещё не по прохождению Солнца через точку весеннего равноден­ствия, а по   гелиакическому восходу этой точки,   т.е. по тому моменту, когда она впервые показывалась над утренней зарёй". /1с 452/

Птолемей утверждает, что   лично   наблюдал три затмения четвёртого "гнезда затмений" /1с 467/, в связи   с чем Н.А. Морозов ставят ряд вопросов.

Но об этом ниже.

Итак, из таблицы получается, что самое   древнее   наблюдение Птолемея   датировано, по Н.А. Морозову, 405 г. новой эры, а   самое "молодое" 136 г н.э./!/. Т.е. 1-я "триада" /гнездо затмений/ оказывает­ся почти на 3 столетия    моложе VI-й. Тогда как II-я и III-я триады дают два /III-я/ или даже три /II-я/ решения. Причём одни реше­ния образуют "нисходящую" ветвь от самого   начального "гнезда", а другие "восходящую". Но это "восхождение" приходит к да­тировке на семь веков ниже!

Теперь рассмотрим решение этого же вопроса у А.Т. Фоменко. Исходная таблица /с пересчётом всех дат Птолемея на одну эру - "эру Набонассара" /приведена на с46 , а полученное решение - пересчёт - приведено в таблице на странице 47 /2 с. 46,47/. Первая таблица укладывается в период от 26 по 881 годы по эре Набонаосара, вторая - в годы   от 491 /или 492/ и по 1350 годы нашей эры. Никаких   нарушений  в хронологическом "движении" затмений во второй таблице А.Т. Фоменко нет.

Что   обращает на себя внимание.

I. Первая таблица содержит столбец данных означающих "Час середины затмения в Александрии /выч. Птолемея/". Изучение этого столбца по­казывает, что по Александрийскому времени затмения /их 18/ происходили   не ранее 19 часов   вечера   и   не   позже 6 часов   утра. Т.е. от 6 часов утра и до 19 часов вечера   Птолемеи, почему-то, лунных затмений   НЕ   наблюдал сам, и НЕ   записал чужих наблюдений.

Таблица решений А.Т. Фоменко содержит данные о времени лунного зат­мения

"по Гринвичу".

Пересчёт прост, один "часовой пояс" занимает 15° по долготе /360° разделить на 24 часа/. Меридиан Гринвича принят равным 0°   долготы, поэтому "нулевой часовой пояс" идёт   от 7.5° заполготы до 7.5° в.д. Александрия находится на меридиане 30° восточной долготы /как и Санкт Петербург/, поэтому разница во времени  + 2 часа.

Временной период полученных А.Т. Фоменко лунных затмений гораздо "богаче":

8 часов утра /6 + 2/, 9 часов утра /7 + 2/, 14 часов дня /12 + 2/, 15 часов дня   /13 + 2/, 16 часов дня /14 + 2/.

А.Т. Фоменко /2   с. 47/ сообщает, что    "затмения   15 - 18 по эре Адриана".

В исходной таблице этим затмениям соответствуют года по эре Набонассара   870 - 878 - 880 - 881. Т.е.    разница в года между следующими один за другим затмениями была  8 - 2 - I .


Н.А. Морозов приводит текст Птолемея, относящийся к этим затмениям:

"Затмение, наблюдённое в Александрии в 9-м году Адриана... .

Из трёх затмений,  заботливо наблюдённых   нами   в   Александрии, первое было в 17-м году Адриана... . Второе затмение было в 18-м году Адриана... .

Третье затмение было в 20-м году Адриана..." /I с.467/

Т.е. речь идёт именно о четырёх затмениях, отмеченных у А.Т. Фоменко под номерами 15 - 18, причём, №№ 6 - 18 оказываются "заботливо наб­людёнными"   самим Птолемеем! Так как же он мог "наблюдать" в Александрии лунное затмение №17, которое, по расчётам А.Т. Фоменко, происходило в 14 часов дня /12 +2/ ?!

У самого Птолемея это затмение отмечено в 22 часа по Александрии. И можно понять определение "хохма обнаглевших математиков", данное   в журнале "Знание - сила" одним из сторонников традиционной хронологии / 7 с. 108/ в адрес представителей "3-й группы". Что в мягкой форме можно представить "шуткой   весёлых   математиков".

II. А теперь коснёмся вопроса позиционирования лун­ных затмений. Вторая таблица А.Т. Фоменко /2  с 47/ представляет "Координаты зенитной точки на Земле":

 "Долгота" – "Широта". Нас будет интересовать именно "долгота", т.к. на расстоянии   ± 90° по долготе наблюдается лунное затмение /±некоторый   захват    за счёт времени   вхождения     и     последующего   выхода   Луны   из те­ни Земли. Но   середина  затмения наблюдается именно в пределах по долготе от "зенитной точки"/.

Рассмотрим   данные по затмениям № 11 и № 13. Первое имеет зенитную точку     - 111°, а второе имеет зенитную точку   - 116°. Знаки "-", стоящие перед числами отнюдь не "дефисы", а обычные "минусы", что означает "западную долготу". Т.е. 111° з.д.    и   116° з.д. если отнять от этих чисел   90° от каждого, то получим    восточную   границу возможного наблюдения   середины   каждого из затмений.    -111+ 90= - 21°       - 116+ 90 = - 26°

Меридиан - 10°, т.е. 10° западной долготы, является крайним для Европы: чуть-чуть до него не доходит мыс Рока, недалеко от Лисса­бона, и чуть-чуть его переходит Ирландия.

Самая западная точка Африки, мыс   Альмади, выходит на уровень около 17° западной долготы, имея широту   около   15° северную. На­помним, что Александрия расположена  на 30° в.д. и   31° с.д. Пред­положить, что в   XI в. н.э. /по хронологии А.Т. Фоменко затмения №№ 11 и 13 - происходили в  1020-м   и   1046-м годах нашей эры/ кто-то в этом районе западной Африки "заботливо наблюдёт" и   запишет резуль­таты наблюдений?, можно только при хорошей  фантазии, или же при желании   пошутить.

Кстати, "заботливо наблюдённое" Птолемеем лунное затмение   № 17 имело зенитную точку, по данным А.Т. Фоменко / 2 с. 47/, равную 178° восточной долготы, т.е. в Тихом океане, и его западная гра­ница, 178° - 90° = 88, проходила всего лишь на 0.5°  западнее Калькутты. И как туда мог добраться Птолемей в 1350 г. н.э.? Для "заботливого наблюдения"… Естественно, по версии А.Т. Фоменко .

Н.А. Морозов сомневается в   "наблюдениях"   Птолемея:

"А если б он действительно сам наблюдал лунные затмения   125, 133, 134 и 136 гг., то почему же он не описал и промежуточных лунных, в том числе почти полное мартовское 127 г., июльское 129 г., полное апрельское 134 г. и так далее, которые все превосходно были видны на нашем полушарии Земли! А если мне от­ветят: "такова была его воля", то тут встаёт перед нами другой несравненно более серьёзный вопрос.

Ведь в это же самое время через   Александрию проходило, как раз особенно много чрезвычайно эффектных затмений - солнеч­ных. Как он не отметил среди них кольцеобразного затмения Солнца 21 апреля 125 г., центральная линия которого как раз и проходила через Каир и Суэцкий канал, причём в Александрии Солнце  около 10 часов утра местного времени представлялось тоненькой кольцеобразной ниточкой, слегка порванной внизу? А между тем мы видим, что в "его книге" подробно описано лунное затмение, бывшее за две недели перед этим, 5 апреля 125 года". /1 с. 473/

После чего Н.А. Морозов заключает: "не наблюдавший и не отметивший такого солнечного затмения человек не наблюдал и предшествовавшего ему лунного ..." /там же/.

Совершенно не помышляя ни о какой "хронологии" автор обнаружил в древнем китайском документе - в "гексаграммах" "Книги Переден" - два  закодированных текста: один на  ЛАТЫНИ, и другой на  АРАБСКОМ / 8 /. Анализируя эту ситуацию пришёл к предположению, что зашифрованный в гексаграммах текст создан в  ПРЕДИСЛАМСКИЙ  пе­риод. Кем? Это - вопрос. В неопубликованной статье предположил: "Уважаемый читатель, пофантазируем? В 565 году н.э. "Кодекс Юстиниана" приравнял ВСЕХ УЧЕНЫХ - астрологов, предсказателей, исследователей и т.д. - к   ОТРАВИТЕЛЯМ! Со всеми вытекающими из этого последствиями. И вот ЛУЧШИЕ МОЗГИ Европы двинулись на Восток,  увозя с собой ВСЕ НАКОПЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ. Тогда загадочная "Шамбала" лишь перевранный в веках СЛЕД этого бегства. А текст в гексаграммах - умное "Фэ!" в адрес своих гони­телей?"

К чему эта вставка?   А к тому, что позиционированные дале­ко на Восток пересчётные данные  А.Т. Фоменко могут иметь под со­бой некоторую основу, чего нельзя сказать о данных, позициониро­ванных на Запад.

11. 05.2003        С.Петербург

ЛИТЕРАТУРА :

1.     Морозов Н.А.,  "Во мгле минувшего при свете звёзд", М», 1998

2.     Фоменко А.Т., "Критика традиционной хронологии античности и

средневековья /какой сейчас век?/ реферат" Изд. МГУ, М., 1993

3.  Морозов Н.А., "Небесные вехи земной история человечества",

Москва,  "КРАФТ+ЛЕАН", 1997

4.     Морозов Н.А., "Из вековых глубин", ч. II , М., 1998

5.     Елисеева О.И., "Гносеологические корни теорий Фоменко в философских: концепциях эпохи Просвещения"/ отчёт о конференции в МГУ 21-XII-1999; "Вестник МГУ ", серия 8 История, № 3, 2000 г., с. 119,120

6.  Ефремов Ю.Н., "Конец "новой хронологии"

"Вестник РАН”ом 70, № 9, 2000, с. 800-802

7.  Смирнов С.   "Чему нас учит антинаучная фантастика",

"Знание - сила", № 10, 2000 , с. 107-109

8.  Касаткин В.М.  "ОРГАНИЗАЦИЯ, ДЕКОДИРОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ТЕКСТА, СКРЫТОГО В ГЕКСАГРАММАХ КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ "КНИГИ ПЕРЕМЕН - Ицзин"   /как был расколот "китайский орех"/".

[ Выход на оглавление ]

Выход на Главную страницу