«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ ПИФАГОРЕЙЦЕВ»

(6 век до нашей эры)

 

Стихи приводятся в транскрипции и с комментариями

Епишина С.Е.   2003 год.

 

Прежде всего, почитай же бессмертных богов, соблюдая

Их старшинство, повинуясь закону, и верным будь клятве.

(Попусту клятв не давай, но если уж дал, то будь верен.)

Славных героев, сошедших под землю, чти непреложно.

Мать и отца уважай, проявляй и внимание к ближним,

С теми, кто доблестью всех превосходит, дружбы ищи непременно.

Делать старайся повсюду только полезное людям и следуй толковым советам.

Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,

Будь, сколь возможно терпим, ибо долг и возможность – соседи.

Все это так и запомни. Нет панацеи в обжорстве и доблести нет в объедании.

Сон ограничь свой, сколь сможешь, свои гнев обуздай и желанья

Не совершая ни сам, ни с другими постыдных деяний.

Пусть, что важнее всего, твоим главным судьей станет Совесть.

Быть всегда и в словах и в поступках стремись справедливым.

(Не возносись от похвал приводящих в смятенье рассудок.)

Никогда и ни где не старайся себя повести безрассудно.

(Осторожность - не худший девиз.)

Просто помни, не минует смертных кончина,

А богатство придет, иль уйдет – это тщетно.

Смертным, волей богов, могут выпасть на долю страданья.

Не ропщи на судьбу, каким бы не выпал твой жребий,

Свою долю прими, как досталась, и по жизни неси без роптаний.

Силой Духа ищи исцеленья.

Если чист ты душою своею, то судьба не накажет сверх меры.

Помни, что честные люди, подвержены меньше невзгодам.

Многие люди внимают в жизни и злобе и смеху,

Много приходиться слышать жадных и злых разговоров -

Веры слепой не питай к ним, не пререкайся с молвою.

(Лживым речам вопреки, продолжай оставаться бесстрастным.)

Кротость любезна Богам.

Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.

То же, что я говорю, всюду исполнить старайся.

Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны -

Обольщают бесчестье и злоба.

Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.

Прежде, чем делать, - подумай, иначе получится глупо.

Многие люди порою ведут себя так неразумно,

Ты все же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь

И совершай только то, что стыдом не откликнется после.

Не занимайся тем делом, которому ты не обучен,

Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасна,

(Ты пребудешь в согласии с миром.)

Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье,

Меру во всем соблюдай, даже - в еде и в напитках

И в упражненьях для тела, а Мера есть то,
Что не в тягость, и о чем сожалеть не придется.

Жизненный образ старайся вести нероскошный, но чистый.

Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.

Не допускай непомерных, как низкие духом, расходов,

Но и не скупись без предела. Основа всего - это Мера.

Дела все сначала обдумай, чтоб не было после напасти.

И прежде чем в сон погружаться обдумай дела свои снова:

Что сделал? Чего мог достигнуть? Не сделал? И в чем провинился?

Перебери их в уме, начиная с начала и после.

Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.

(Утром, подумав, реши, что за труд тебе день приготовил.)

Так поступай и усвой, то к чему ты обязан стремиться,

И возможно найдешь ты пути достиженья божественных качеств.

Именем клятву даю, открывшего нам Четверицу, неиссякаемой жизни.

Берись за работу, лишь только, помолившись богам об успехе,

Благодарности слов не забудь, если выпал удачным твой жребий.

Свято помни, что именно так мирозданья ты тайны постигнешь,

Что в вещах преходяще и что навсегда неизменно.

И познаешь, насколько возможно, свое ты единство с Природой.

Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.

(Отойдя от надежды пустой и сомненья рассеяв по ветру.)

Тебе станет понятно, что люди себе сами приносят страданья,

Что, слепы они очень и глухи, несмотря на доступность и близость

Их пути на Земле к Совершенству.

К сожалению, мало кто знает Путь спасенья от бедствий,

И это, губит многих, лишая рассудка.

Только злая судьба постоянно их бросает в пучину мытарства.

Это скрытый Раздор, им присущий, их во многом

Сопутствуя бедам, губит их.

Ты ж найди в себе силы не вызывая к нему

Уклоняться, избегая раздора и смуты.

О, Творец! Ты укрыл бы от бедствий,

Дав нам  высшей природы начало, приоткрыв нам священную тайну.

Так будь твердым: божественный род, хоть немного, присутствует в смертных, И священные тайны дает нам Природа в открытиях верных.

Если это не чуждо тебе, ты наказы исполнишь и

Душу, исцелив, многих бедствий избавишь.

Яства, брось от себя те, что я указал для тебя в «Очищеньях»,

И в «Избавленьи души», ко всему подходи с размышленьем.

Всегда руководствуйся знаньем,

Знаньем подлинным - лучшим возничим.

Даже если ты тело покинув, в свободный эфир вознесешься,

Станешь вечным нетленным и смерти никогда не узнающим Богом.

 

Хочется добавить: Средь бессмертных богов - равнозначно, лишь любовь, источая и светоч. А не внявшие Божьим заветам, возвратятся для скорби и муки, Довершать своих Душ совершенство, ибо делу дано искупленье. Сам изведаешь, все, что посеял,

Не давая Душе очищенья, предаваясь бездумно порокам.

 

Краткий комментарий:

«Пифагореизм» – (6-4 век до нашей эры), философское учение, почитавшее число, как основу всего сущего, а числовые соотношения, как источник гармонии космоса, структура которого мыслилась Пифагором, как физически – геометрическое - акустическое единство.

Пифагор (букв.- «убеждающий речью», наречен так в честь Пифии – Дельфийского оракула, предсказавшей его рождение для «величайшей пользы роду людскому на все времена») - автор теории «Гармонии сфер» представлявшей космос, как ряд небесных сфер каждая из которых при вращении издает свой звук, а расстояния между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют определенным музыкальным интервалам. Пифагорейцы проповедовали «метемпсихоз» – закон переселения душ, их перевоплощение после смерти в новое тело – человека или божество. Схожее в индусских учениях («Ведах») о «Сансаре» и «Карме». Где - Карма – общая сумма совершенных поступков и их последствий для нового рождения или перевоплощения, рассматривает влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Сансара – перевоплощение Души по закону Кармы. Четверица – священный тетраграмматон, Божественный кватернер, тетрактида, гармония десяти космических сфер, величайшая клятва пифагорейцев – означающая «космос» и «гармонию», как проявление Божества – начало всей природы, все существующее – число стихий, времен года, возрастов жизни, познавательных способностей души (наитие, мышление, мнение, ощущение). Душа – трансцендентное энергетическое тело, почти бессмертна, но может, возносимая Духом, вернуться в Божественный мир Света без реинкарнаций, только очистившись от земных грехов. Рок – причина расположения целого по порядку его частей (обременения прошлых грехов, связей и реинкарнационных обязательств).

 От Пифагора действительно идут истоки мировой справедливости, римского права, римских доблестей, прав человека, в нём корни академий, лицеев и залог духовности западных стран. Им впервые введено множество новых слов таких как «философия» (любовь к мудрости), космос, математик, символ, эзотерика,…и т.д. Это действительно величайший просветленный УЧИТЕЛЬ и единственное, почему мы (русские) мало знаем о нем это, видимо из-за того, что Пифагор сказал: - « Не ищите справедливости в равенстве, то равенство, которого добивается толпа – есть высшая из несправедливостей…». Пифагор не зря уделял такое внимание числам и учил, что знания космической гармонии могут быть выражены языком математики, (он помнил 5 предыдущих воплощений своей души на Земле, проходящих с интервалом в 216 лет, и легко это доказывал). Современники считали его, как минимум - полубогом и называли – Аполлоном Гиперборейским. Из любви к нему, был создан первый в мире Музей.

Числовые последовательности в зарождении основных религий и верований человечества также явно присутствуют:

18 век до н.э. Авраам уверовал в Единого Бога.

12 век до н.э. Рождение Первого Завета, пророк Моисей получает 10 заповедей.

 6 век до н.э.  К 6-му веку 7 библейских пророков закончили создание Ветхого Завета. Именно в 6-м веке на Земле появляются 7 просветленных - Учителей (основателей новых учений и реформаторов старых верований), это: 1.Будда («просветленный»- санскр.) – Сиддхарта Гаутама; 2.Кришна Васудева (автор «Песни Господней»); 3. Джина Махавира (Вардхамана Нигрантха – букв. «сбросивший оковы» - основатель «джайнизма») 4.Конфуций (Кун Фу Цзы – автор «Учения о середине»); 5. Лао-Цзы (Лао Дань, Ли Боянь – основатель «даосизма», где Дао – Бог, Путь, Разум, Смысл, Слово); 6.Заратустра (Зороастр – автор «Заветов» и гимнов «Авесты»); 7. Пифагор (учение Пифагора наиболее ясно и широко).(1-3 Индия; 4-5 Китай; 6-7 Индоевропа).

 1век н.э. Из проповедей Иисуса Христа зародилось христианство.

 6 век н.э. Из проповедей пророка Магомета зародился ислам.

Стихи написаны 2600 лет назад, на них училась римская демократия, изменения без замены смысла, внесены мной для улучшения их восприятия, так как переводы 1991 и 1996 года, были трудны для чтения и запоминания из-за «белостишия» и обилия сбивавших с мысли «корявостей» перевода.

 

Основной смысл стихов в том, что человек с рождения должен приучать себя к умеренности и мужественности в образе жизни, не осквернять себя ничем жалким, дерзким, скандальным, грубым, смешным – всем тем, что порождает Зло.

 

Надо понимать, что под «богами» в стихах Пифагор подразумевал высшие духовные сущности, и что это не отрицает наличие Создателя всего сущего, того, кого Лао-Цзы называл – Дао, Будда, Кришна и Махавира – Нирваной, Зороастр – Хормаздом, Пифагор - Единым, а христиане и мусульмане Божеством, Высшей Божественной Сущностью.

 

Вильям Шекспир «Мера за меру»: - «…, Но человек, но гордый человек, что облечен

Минутным, кратковременным величьем. И так в себе уверен, что не помнит,

Что хрупок, как стекло он перед Небом. Кривляется, как злая обезьяна

Да так, что плачут ангелы над ним».

 

Над всем этим стоит призадуматься каждому богачу, чиновнику и правителю,

как и каждому человеку, именно по поводу соблюдения во всем Меры.

                                                                                                         

   Епишев С.Е.

 

Чтобы глубже понять «Гармонию Сфер», целесообразно прочитать статью «Круг Универсума»

о геометрическом устройстве Мироздания,

где эти идеи Пифагора рассматриваются в свете изучения трудов его последователей.