Круг Универсума

Круг Универсума - это геометрический прообраз Логоса – живого слова Божественной Любви. Это умозрительная фигура, которая адекватно выражает всеобщие законы истории, бытия, мышления. Именно поэтому Триединый Круг стал сокровенным образом и подобием Высшего Божества и всего Мироустроения. Вознесенный превыше любых человеческих понятий и помышлений триединый Универсальный Круг в своей максимальной свернутости был постигнут как Триединое Божество, как Единое, как высшая причина возникновения Мира. В своей полной развернутости Универсальный Круг представлялся как невидимая гармоническая основа всего Мироустроения, за пределами которой - хаос и тьма. Логос развития природы и общества от Начала до Конца предопределяют закономерности, причины и следствия, что выводятся из триединого Круга Универсума. Нельзя не отметить, что эта своеобразная фигура малоизвестна, она всегда была окружена ореолом тайны. Именно потому, что Круг Универсума - это герметический базис древнееврейской Торы и христианской Триады - Троицы, эзотерический чертёж пифагорейской Тетрактиды, сокровенный План многих вероучений, включая зороастризм, индуизм, буддизм. Он давно стал истоком многообразной числовой символики. На его основе издревле строились логические и догматические системы, мифологические родословные и хронологические периоды. От халдейских и египетских астрологов до мистиков оккультизма и гадателей на 78 картах Тарот - всюду проглядывают Числа, Знаки, Символы, восходящие к Логосу три-трижды-три-разделенного Круга Универсума. Он всегда неизменно находится в фокусе теологических изысканий. Рассмотрим структурно-математический метод кардинала эпохи «Возрождения» - Николая Кузанского который воплощен именно в геометрии круга. "Всякая теология - писал он - имеет характер круга и опирается на круг, причем даже названия божественных атрибутов определяются взаимно друг через друга, образуя круг". Сам Бог у него "наподобие максимального шара, есть простейшая мера всех круговращений". И потому, утверждает Кузанский, "Бог пользовался при сотворении мира арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией, всеми искусствами, которые мы также применяем, когда исследуем соотношение вещей, элементов и движений". Диалектика триединства ярко выражена во всем творчестве кардинала, включая и его подход к анализу Священного Писания. В 1444 году он пишет трактат "О трех-трижды-трех разделениях", где излагает теорию Круга Универсума и показывает детальный чертеж, Круга Универсума? В первую очередь, его надо рассматривать как всеобщий логико-математический закон, определяющий диалектику становления, как триединый универсальный Логос. Термин «Логос» объединяет материальность и духовность, и Слово, и Число, и Мысль, и Образ, и связывающую их энергию Божественной Любви в их диалектическом закономерном развитии. Логическая Сфера представляет собой триединую Форму, которая изначально оформляет все Внешнее и Внутреннее, все Роды и Виды, все количества и качества, все категории бытия и мышления, подчиняя все единой предначертанной цели. В Универсуме всегда взаимодействуют два встречных потока: нисходящий от Альфы (Начало) и характеризующий распад единства на множества, и восходящий к высшей Омеге (Конец), где низшие множества устремляются к более высокому единству. Альфа+Омега являет собой всеобщий узел, всегда пребывающий в диалектическом единстве и распаде. Круг Универсума - это геометризированный Логос, схематическая сущность древнейшего философско-теологического принципа Триедино-Единого Божества. В самом деле, Универсум своими очертаниями (Три Больших Круга в Одном Максимальном) представляет собой геометрическую Тетрактиду-Декаду. В свою очередь в каждом Большом Круге содержится Средние, Малые и Числовые формы Тетрактид. Все Тетрактиды Универсума - это разнокачественные структуры, и каждая низшая восходит к высшей, все они взаимоподобны. С другой стороны, Общие Роды определяют Особенные, а Особенные Роды формируют Отдельные Виды, и совокупные свойства их проявляются в числовых множествах. Единое порождает Первоединую Максимальную Четверицу (1+2+3+4=10), которая разворачивается в Единый Универсум (1+3+9+27=40). Каждая Сфера содержит в себе творящую Четверицу, соучаствующую в эманации из Единого (Альфа) до полного своего раскрытия (Омега). Духовный процесс возвышения протекает в обратном направлении, от низшего материального множества, постепенно проходя все числовые и логические тетрактидные формы, до полной духовной свободы (Омега), до высшего Единого. Таким образом, Универсум динамичен, одинаково-различен, многолик и самотождественен, он содержит в себе все родо-видо-числовые категории и полярности Внешнего и Внутреннего самодвижения: восхождение и нисхождение, становление и распадожно предположить, что пифагорейская клятва "Четверицей", которую ученики Пифагора произносили громогласно, указывала лишь на явную область изучаемых предметов. Они боготворили "Четверицу" и видели в ней не обыкновенные числа, а сокровенный диалектический источник, великое духовное Начало, порождающее всю Гармонию Сфер. Посвященные из акусматиков в математики постигали и тайную систему, где совершенный ряд Декады разворачивается в Универсум, магический знак которого есть Число 40. Сорок Сфер-Кругов Универсума - это Вселенная=40, это Все=40. Единый Демиург из ничтожной Точки творит Все, и всякая тварь в своем круговращении и по своим орбитам восходит от тьмы материальных множеств к духовному свету Единому, или наоборот, все дальше отпадает от Единого, нисходя от света во тьму, теряя высокую духовность и погружаясь в низкую материальность. Только сам Пифагор знал диалектику Тетрактиды во всей полноте. Можно сказать, что Круг Универсума - это прообраз, посланец Единого. Предвечный План невидим и очевиден, он нигде и везде. Универсальная Круг-Сфера статична и динамична, она имеет четкую логико-математическую структуру, но ее нельзя представлять фигурой застывшей. Напротив, это Внешние и Внутренние вечные формы, которые воспроизводятся в жизни рода, вида, индивида, всякого множества и единства. Круги диалектичны, в них постепенность развития сменяется скачками переходов из одной Сферы в другую, когда происходит подъем или падение. Развернутый Круг Универсума имеет полную родо-видовую и числовую структуру. Этот Божественный План считается сокрытым, он непостижим, и вместе с тем, его символы, знаки, приметы в жизни открыты каждому. План-Закон проявляется в Числе и Слове, а в полноте своей - в языке, речи человека, рода, народа. Зная небесные и земные знамения можно провидеть настоящее и будущее. Так поучали Адепты и Пророки. Ибо центральная осевая линия (диаметр) пронизывает Универсум, объединяя Альфу и Омегу. Это кратчайший, так называемый "прямой" и "правый путь" восхождения к высшим Сферам. Эта линия - назовем её универсоида - характеризует время (и пространство). И конечно, в зависимости от того, в каком Круге-Сфере происходит действие, такова родовидовая и числовая природа среды, всех божественных и земных соучастников (индивидов) библейских событий. Динамика Логоса трудна для постижения и для изложения. Не случайно самые сокровенные процессы были издревле отнесены к истине "неизрекаемой". Однако в общей картине видно, что изменения нарастают в каждом Круге, при движении из одной Сферы в другую, в зависимости от Рода, видоизменяются индивиды, типы, их свойства и числа. На границах, где соприкасаются поверхности Сфер-Кругов, где существуют указанные еще Платоном "скрепы-промежутки", происходят не только качественные, но и количественные скачки-перемены. Универсум содержит Три класса единств (множеств). Эти понятия подразумевают любую совокупность. Если представить людей, митингующих на площади, то кому-то все Тысячное множество покажется Единой темной толпой, проницательный наблюдатель увидит и услышит пламенного оратора, лучшего политика из десятки знаменитых и митингующие представятся ему не монолитной толпой, а многоликим собранием, своеобразным городским универсумом, выразительным снимком общественных настроений. Рассмотрим структуру лишь Общего рода, ибо все множества подобны и по форме одинаковы, но разновидны. Это означает, что в высшем Роде все обретает светлую духовность, в низшем Роде сосредоточена темная материальность, средний Род - переходный и подвижный, где вещественностью отягощена лишь его нижняя Сфера, а более легкий субстрат "сухой души" - в его высшей Сфере. Эту градацию выражают и множества-единства, числа которых указываются в кругах. Десятичное - обозначает Разум, Сотенное - Душу, Тысячное - Тело. Таким образом, в каждой Сфере есть разумность, душевность и телесность, но степень интенсивности этих качеств полностью зависит от местоположения в Универсуме. Десятичное единство всюду является наиболее светлым. Максимум интеллектуальной духовности сосредоточен в предельно высшей Точке Универсума (Альфа+Омега), которая является абсолютным единством и Началом для каждого родового единства, - Десятичного, Сотенного и Тысячного. Все Числа разнокачественны. Это Числа-знаки, их нельзя суммировать, вычитать, перемножать, поскольку они характеризует количественные отношения, что возникают между разными видами бытия. Пользуясь терминологией Шестиднева, скажем так: нельзя сложить множество Рыб морских и множество Птиц небесных, поскольку их идеальные Числа хотя и присущи одной Сфере, но природа их различна. Действуя наперекор природе, мы получим абсурдный результат. Однако одинаковые множества предметов и вещей, кои причастны единому идеальному Числу, можно счислять всеми действиями арифметики, поскольку они образуют уже ряды обыкновенных счетных чисел. Н.Кузанский, как и пифагорейцы, различал "идеальные" и "счетные" числа. В Универсуме все Числа, обозначающие "множества-единства", являются идеальными, поскольку характеризуют идеи формообразующие и связаны с качественным состоянием своей Сферы. Эти Числа в своих областях проявляются как первочисла, задающие фигурную выразительность идейному содержанию, они являются первопричиной возникновения всех реальных предметов и вещей, всего духовно-природного многообразия. Ряды идеальных Чисел, подобны, несчислимы, но все они сопричастны друг другу, родственны и полярны по своим родовидовым качествам. Числа показывают, что Логос Универсума в своих отношениях и пропорциях не произволен, а имеет точную, раз и навсегда заданную количественную (и качественную) меру. Внутренние числовые связи, что возникают между Отдельными Кругами-Сферами, выражаются отношением их ближайших Чисел и повсюду сохраняют постоянную величину. Возникает стилизованный образ Круга Универсума и его Пределов. Подразумевается, что между двумя Сферами, в местах соприкосновения, имеется трудный переход, невидимый Предел, который необходимо одолеть, чтобы порвать с низким прошлым и возвыситься в Круг высокий. Универсальная границы - это всегда "разрыв и связь". На таком переходе возникают довольно сложные логические и арифметические отношения. Примером может послужить образцовый Ученик, который успешно одолел школьный курс, Один из Тысячи он был удостоен золотой медали. Таким образом, превзойдя Тысячное, Сотенное и Десятичное множество своих сверстников Ученик стал Первым. Первый медалист решил взять очередной барьер и поступил в институт. Кто он теперь? Первый стал Последним. Отныне он обыкновенный студент, которому предстоит многое познать, пройти череду испытаний, чтобы выдвинуться в первые ряды и получить диплом с отличием. Логос повторится, но в более высокой духовной Сфере. Геометрия Круга Универсума диалектична. Внутри каждой Сферы возникает и плавно нарастает напряженность, из темного Множества выделяется, крепнет и возрастает новое духовное Единство, высокая идея, носителем которой выступает исключительная Личность, верный знак конца старой Эпохи. Переход в новую Сферу - это переход через Предел. Переход через Предел - это преображение и скачек, когда происходят качественные и количественные преобразования. Отсекается все худшее, а лучший остаток приобщается к более высокому единству. На Семи Пределах-переходах случаются Внешние и Внутренние потрясения, удары судьбы. Конечно, теоретические выкладки библейского Логоса трудны. Однако их нельзя полностью отнести к схоластическим измышлениям, ибо в наблюдениях древних Мудрецов много жизненной правды. Действительно, для преодоления Пределов-Промежутков, чтобы перейти более высокую Сферу, Человеку-Человечеству всегда требуется преодолевать Внутреннее и Внешнее сопротивление. Философская мысль древних Мудрецов боготворила универсальный принцип, требуя видеть Все в Едином и Единое во Всем. Все Мироздание, история Государства, жизнь Народа, судьба Человека, всякая тварь и вещь проявляются в Слове и Числе, содержат этот принцип в себе, возникая, расцветая, исчезая во множестве и единстве согласно Универсальному закону. Жизнь Человека-Человечества преобразуясь на каждом этапе душевно и духовно, в триадном ритме возвышается к высшему Седьмому Пределу. Следует отметить, что согласно Логосу возвышение по Роду нередко представляется как бы регрессом по Числу. Первый в Общем Круге становится Последним в Среднем, а добившись Первенства в Среднем Круге и одолев его предел, прежний лидер становится Последним в Высшем Роде. Вот почему, когда Иисус, призывая учеников следовать за собой, говорит им, что "будут первые последними, а последние первыми" (Мф.-19:30), смысл мистической фразы вполне проясняется, если руководствоваться логикой Универсума: ученикам иносказательно гарантируется духовное приобщение к небесному Высшему Роду, где свет истины и пророческое слово, где они "наследуют жизнь вечную" и возвысятся к Триединому-Единому Божеству. Таких выражений в Библии множество, поскольку само Священное Писание зиждется на универсальном Логосе. Прочтем еще одну цитату из "Книги пророка Захарии", который пророчествует о будущем: "О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.-13:7-9). Увы, пророчество сурово, однако полностью соответствует Логосу Универсума, согласно которому будут отсечено все великое множество "овец и пастырей" Общего и Среднего рода, а на всей земле останутся только Пророки и Учителя, ведомые Спасителем, Сыном Божьим к вечной жизни, где святые пророки предстанут пред очами Творца. Это высшая точка Универсума Круг Универсума Николая Кузанского полностью совпадает с геометрической фигурой, что зашифрована в Шестидневе Моисея. Правда, Пророк создал Миф о сотворении Мира почти на три тысячелетия до того, как немецкий кардинал-теолог написал свой трактат "О трех-трижды-трех разделениях". Это свидетельствует лишь о том, что оба они прекрасно знали триединую диалектику Логоса, хотя эти познания пришли к ним различными путями. Шестиднев, несомненно, создавали талантливые Мифологи, символом их стало имя - Моисей. Они были изначально посвящены в родо-видо-числовую структуру Логоса, триединая геометрия которого во все времена считалась глубочайшей тайной. Николая Кузанский, по-видимому, самостоятельно проник в эзотерию Священного Писания и разгадал главный секрет, - универсальную логико-математическую систему предвечного Плана Божьего. Косвенно об этом свидетельствует само название книги, содержащей трактат и чертеж Круга Универсума: "О предположениях". Это условный перевод понятия "coniectura"-"конъектура", более точный смысл которого означает - "прикидка, догадка". Знавший незнание Мудрец преодолел "непознаваемость" моисеевой Торы и открыл закон ее построения. Неоплатоник и пифагореец по убеждению, Николай Кузанский, подобно первохристианам-гностикам, не скрывает, а публикует свое открытие. Возможно, кардинал руководствовался наставлением Апостолов, которые говорили, что проповедуют "Премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал" (1Кор.-2:6-7). Как бы то ни было, он точно описал Круг Универсума, однако не указал на его конкретную связь со Священным Писанием, лишь намекнул, что "великие тайны, сокрытые от многих, раскроются, если ты очами ума рассмотришь фигуру как следует". Неоплатоник и богослов Николай Кузанский прекрасно знал эллинскую философию и, конечно, сочинения Платона, которого называл "божественным". "Тимей" - еще один исток, излучающий идеи Универсума. Несомненно, ученое незнание Кузанского нашло богатую добычу и на этом поле сокровенной Мудрости. Какую геометрию можно узреть в "Тимее", этом трудном и загадочном мифологическом трактате? Другое дело Пифагор. Пифагорейская Тетрактида универсальна. Она в полной мере совпадает с диалектикой Круга Универсума. Числовые параметры Сфер-Кругов проливают дополнительный свет на софийную геометрию Демиурга, изложенную Платоном в "Тимее". Правда, Платон описывает не "сухую схему". В отличие от Моисея, который строит эзотерический Круг Универсума с помощью Слов-Символов, у Платона Демиург непосредственно "геометризирует". Философ подробно пересказывает, как именно Творец созидает духовно-телесный Космос, воплощая вечные законы бытия. Конечно, проникнуть в глубокий смысл этого мистического рассказа, язык которого лапидарен и темен, весьма и весьма затруднительно. Однако в общих чертах можно видеть, что в основе божественной геометрии лежит не произвольная фигура, а одухотворенный Круг Универсума. Демиург творит Мировую Душу сразу "из трех начал" в пределах Четверицы: "Слив их таким образом при участии сущности и сделав из трех одно, он это целое в свою очередь разделил на нужное число частей, каждая из которых являла собою смесь тождественного, иного и сущности. Делить же он начал следующим образом: прежде всего отнял от целого долю, затем вторую, вдвое большую, третью - в полтора раза больше второй и в три раза больше первой, четвертую - вдвое больше второй, пятую - втрое больше третьей, шестую - в восемь раз больше первой, а седьмую - больше первой в двадцать семь раз". Нам неизвестно, какую именно Долю от Целого отнимает Демиург, хотя можно предположить, что творя из Огня, он уподобил каждую долю наиболее острой фигуре - огненной пирамиде, переходящей в форму платоновских тел - куб, икосаэдр, додекаэдр, октаэдр. Вполне очевидно, что Универсум Платона геометрически подобен Универсальному Кругу Николая Кузанского. Он тоже состоит из сорока разновидных Сфер-Кругов, принимая во внимание, что Семь Кругов - ступени возвышения Души - невидимы. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. Сопоставляя Круг Николая Кузанского, лежащий в основе Плана Торы, с Универсальной фигурой Платона, следует видеть не только их сходство, но и различия. У Кузанского ничего не сказано о двойных и тройных промежутках, но четко представлена вся родо-видовая и числовая структура каждой сферы. В "Тимее" значительное внимание уделено границам разделений, выделены числовые "скрепы" и показаны их точные величины. Переход из Круга в Круг, возвышение из низкой Сферы в Сферу более высокую - очень важный рубеж. И здесь надо отметить, что эзотерический План Библии содержит в себе как универсальную родо-видо-числовую структуру, так и величины "скреп-промежутков", именно в тех значениях и тех местах, как это сказано и у Платона. Здесь проглядывают глубинные связи, объединяющие пространство и время с пифагорейской числовой наукой. Диалектика Платона требует, чтобы "малая доля" воплощалась в "целом", а "целое" проявлялось в "малом". И поскольку в "Тимее" речь ведется о построении Космоса, появление числовых знаков, характеризующих Сарос, вполне оправдано. По всей вероятности, на основе теории Круга Универсума древние математики производили сложные астрономические вычисления, создали единую теорию Космоса.

«Музыка Сфер», которую слушал Пифагор, - не фигуральное выражение, а исконное умопостигаемое звучание Космоса, вечная песнь природной гармонии. "Таким образом, - говорил А.Ф.Лосев, - в каждой сфере - четыре деления; и, сколько сфер, столько в космосе этих четверок. Рассматривая как результат действия космической души, они суть области, или типы, жизни вообще, а именно, тут - души божественные (огонь), демонические (воздух), героические (вода) и человеческие (земля)".

Итак, весь космический Универсум, утверждает Платон, образует "трехчастное смешение природ тождественного и иного с сущностью, которое пропорционально разделено и слито снова и неизменно вращается вокруг себя самого, а потому при всяком соприкосновении с вещью, чья сущность разделена или, напротив, неделима, она всем своим существом приходит в движение и выражает в слове, чему данная вещь тождественна и для чего она иное". Только такое Слово - "безгласно и беззвучно изрекаемое в самодвижущемся космосе" - является истинным и содержит в себе "ум и знание" о предмете мыслимом согласно восходящему потоку "круга тождественного". Но если о предмете, который только ощущается и чувствуется, ведется речь без глубокого осмысления, без сопричастия с идеальным Числом, то Слово уклоняется в нисходящий поток, к "кругу иному", выражая лишь "прочные мнения и убеждения", в которых нет полноты истины и которые могут обратиться в ложь. Это означает, что лишь такое Слово (Сказание, Миф, Предание) будет истинными, которое сопряжено с идеалным Числом, восходящим к своему Истинно Сущему значению, к Единому. Таким образом, платоновская мировая Душа, имеющая Семь Сфер восхождения (нисхождения), пребывает с небесным Разумом в противоречивом единении и распаде, что находит свое отражение и в Моисеевой Торе. Тетрактида = 1 + 2 + 3 + 4 = 10 (ДЕКАДА). Универсум = 1 + 3 + 9 + 27 = 40 (СОРОК). Эти две тетрактидные формы, изливаясь из Единого, становятся субстанциональным материалом, из которого Демиург творит Мироздание. Сорок Сфер Универсума служат главным образом для структурирования идеального космического тела с его трех-частными родо-видо-числовыми разделениями и гармонично напряженными Внешними Пределами. Сорок "скрепленных" и "разделенных" разновидных Сфер образуют геометрический остов, полярно самодвижущийся Вечный костяк, который становится универсальным Планом, тайным Числовым Законом - управителем Вселенной. Целостный Универсум, как говорил Платон, - Первое Слово. Тетрактида одухотворяет "сухое древо" первозданного Универсума, наполняет его Внутренним содержанием. Она внедряет Мировую душу, привнося свойственный духовности принцип Декады. Душа разливается и пронизывает все Мироздание, все тварное многообразие, возникающее в нем. Но душевная концентрация в каждой Сфере различна, она приоткрывается как телесное ощущение в низшей Особенной Сфере и, проходя нарастающие градации, в неустанном борении полностью раскрывается в Сфере Седьмой, где закрепляется, успокаивается и сливается с истоками созидающего мышления, питая и умножая энергию Мысли. Дальнейшее возвышение идет в высшей Сфере по законам целеустремленного Разума, Вечное спиралевидное круговращение которого сокрыто в числовом строе Декады. Между Единым и Декадой, следовательно, заключена девственная Седмица лучших качеств Души, которая в своей кульминационной Сфере преобразуется в целомудренное единство с мыслящим Разумом. От коренящихся в Седмице творческих потенций мыслящий Разум устремляется ввысь к универсальному пределу Декады, к ее предельному Первочислу, открывая для себя на этом пути царство Духа. В Общей Сфере "круговращательного ума" творящая мысль общается с Вечностью и в Духе восходит к Откровению. Одушевляющая Универсум Декада - Слово Второе. Чтобы геометризированная картина Универсума, Вечно пребывающего в самодвижущемся покое, была полной, необходимо Третье Слово. Где искать его содержание? Вспомним глубокую мысль Иоанна Богослова, восприемника и хранителя сокровенных тайн: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.-1:1). Если Первым и Вторым Словом сотворен и одухотворен сфероидный Универсум, то Третье Слово указывает на Имя Бога, а точнее - на божественную среду обитания. Диалектика Логоса божественного Откровения обосновывает необходимость существования не только Вечного одухотворенного Универсума, но и Всевечного Демиурга, творящего по Предвечному Плану. Эта Сферы Сверх-Универсума, гностическая Плерома и Метасфера, которые обозначены на Плане Торы Моисея. Геометрически эти невидимые Супер-Сферы располагаются над высшей точкой Круга и скрепляется (разделяется) с Универсумом узловой точкой Альфа+Омега. Высший божественный Сверх-Круг по форме подобен Общему Кругу, но качественно отличен от него. Здесь царство Софии и Духа Святого. Здесь вместилище сонма Святых и Ангелов, над которыми возвышаются десять чинов Архангелов, а выше - сам Дух Святой, Бог-Сын и Бог-Отец, божественная Троица, наделенная христианской традицией ипостасным смыслом. Эта Триада, пребывая в вечном покое и самодвижении, восходит в своем Триединстве к Единому, к Абсолюту. Абсолют - высшая незримая подвижно покоящаяся Точка, откуда Все изливается и куда возвращается Все. Она вездесуща, пребывая одновременно Всюду и Нигде. Абсолют - это Ничто, из которого сотворен Вечный Универсум по Предвечному Плану. Универсальная Предвечная Сверх-Сфера тоже входит в общую схему Плана Божьего.

Древние признавали трех Муз. Причина этого не в том, как думают некоторые, что в музыке существуют три звукоряда - диатонический, хроматический, и энгармонический; или три струны - верхняя, средняя и нижняя, хотя такие имена в Дельфах давали самим Музам, неосновательно приурочивая их к одной только музыкальной теории, точнее, к одной ее части - к учению о гармонии. Думается, древние поняли, что все связанное со словом науки и искусства относятся к трем рядам, философскому, риторическому и математическому; в соответствии с этим они считали их благодатными дарами трех божеств, которых и называли Музами. Позднее же, в эпоху Гесиода, когда отчетливее обозначились видовые различия, в каждом из трех родов стали усматривать по три подразделения: в математическом - музыкальное, арифметическое и геометрическое, в философском - логическое, этическое и физическое, в риторическом - первым, как говорят, возникло хвалебное, вторым совещательное и последним судебное... И как девять делится на три триады, а каждая из триад на столько же монад, так единой и общей остается правильность речевого выражения действительных различий, и так Музы по три вместе получили в удел каждый из трех родов, а в каждом подразделении одна из них имеет особую попечительную силу. На рубежах Девяти разделений всегда происходит кульминация, "смерть и рожденье", здесь гибнет старое и возникает новое, дивное, чудесное. Здесь свершается переход от низшего к высшему. С этой структурой связаны 9 ангельских и начальственных чинов, вся священная иерархия. "Девятичиновая просфора - из которой вынимается девять частиц в подражание девяти ангельским чинам". Множество выражений передают "роковой смысл" загадочной Девятки. "Девятый вал" - последний и самый мощный, сокрушающий. "Девятины" - поминки на девятый день кончины. "Девятый месяц на чисту воду выведет" - рожденье. Девятый год - роковой, решающий судьбу. Рок - это год, срок, урочное время, но это и давление роковых обязательств предыдущих действий. На границах Универсума есть риск гибели, но есть и возможность прорыва в следующий, более высокий новый род ("две части на земле будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней"). Распятый в «девятом» часу возопил Иисус" (Мр.-15:34). Числу Девять обязан своим именем Ной. Эти идеи, выражающие мистическую связь земного, космического и божественного миров, нашли широкое воплощение в древних и магических алфавитах большинства народов.

Итак, мы рассмотрели Софии тайные круги и по мере сил, воссоздали геометрическую фигуру, которую древние Мудрецы восприняли как бесценный дар Всевышнего, как Закон Божий. Наиболее полно диалектику этого Закона выражает Круг Универсума. Конечно, геометрическая структура Логоса в полноте своей гораздо сложнее, однако чертежи Макрокосма - Микрокосма с различными логико-математическим выкладками когда-то действительно существовали, возможно, они хранятся в священных местах и доныне. Восхищаясь глубиной умозрительного проникновения древних мыслителей в диалектику природы, зададимся вопросом: удастся ли нам заново открыть эзотерический Закон? Думается, время придет.

Данная статья целиком основана на изысканиях выдающегося теолога нашего времени А.В. Зиновьева, который благодаря синтезу математического анализа, природной интуиции, фундаментальных знаний и, не побоюсь этого слова, «Божественного промысла» добился удивительных успехов в раскрытии величайших тайн древности и современности. И хотя его заслуги пока мало оценены, («нет пророка в своём отечестве»), но любому пытливому, светлому уму будет достаточно самому в этом убедиться, если он зайдет на сайт «protos7», или наберет в поисковике запрос - «древние числа». При этом, нижайше прошу глубоко  уважаемого мной Адольфа Васильевича просить меня за некоторые изменения, сокращения и собственные трактовки. Однако, поскольку данная статья предлагается, как комментарий к «Золотым стихам пифагорейцев» хочется отметить, что для более полного понимания Вселенских Законов, знания о которых Пифагор приобрёл у иерофантов Египта, ищущему истину, целесообразно обратиться к трудам другого нашего выдающегося современника - Зора Алефа, а точнее к тем таинствам Магических Арканов, которые он излагает в лекциях Школы Единого Учения.

С.Е. Епишин