ПротоS7

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

ProtoS7 -> Пифагореизм -> Наука о Числах (1)

О Числах пифагорейских...

(1) (2)

Пифагор сделал много открытий, главное внимание уделяя науке о Числах. Весь Мир он рассматривал словно сквозь геометрическую призму и создал сложную теоретическую систему, основу  которой составляли числовые фигуры. Ученый довел до совершенства геометрию, разработал принцип разделения монохорда. А когда нашел, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы  равен сумме квадратов катетов, его восторгу не было предела. Говорят, он принес богам  гекатомбу – пожертвовал  100 быков. Впрочем, есть и другие сведения: Пифагор принес в жертву лишь одного «быка, сделанного из пшеничного теста», ибо не ел мясного  и наставлял тому своих учеников. Говорят, потрясен был Пифагор, когда постиг  смысл  Чисел и увидел бездну, сокрытую в корне из двух... Однако в темном Хаосе иррациональности он выявил лучезарную гармонию, постиг законы пространства и времени, первым из эллинов ввел меры и веса,  применил их на практике. С именем Пифагора связано учение о Едином, о Первоначалах, о Сущем, об Универсуме, Гармонии
Сфер, о Космосе. Ученики его знали о шарообразности Земли, что Семь Планет обращаются вокруг Солнца.
 В учении Пифагора рациональное и мистическое слились воедино, дав мощный толчок противоречивым изысканиям, а все движение получило широкую известность в истории античной мысли  как  «пифагореизм» – загадочный, увлекательный, труднопостижимый. Пифагор первым создал понятия, широко употребляемые в наше время, – Космос, Философ, Гармония сфер. Если принять во внимание, что имена давались не произвольно, а посредством их выражали самоё существо, сокровенную природу явлений и вещей, то становится очевидным – изобретенные термины органично вписываются в систему
представлений о Логосе Мироздания.

«Клянусь воздухом, которым дышу, клянусь водой, которую пью, не извергну я
хулы на это учение (логос)», – восклицал Пифагор, утверждая истину словом и
делом. Слово Мудрец было широко известно в древнем мире. Кроме Семи (Солон, Фалес и др.), Мудрецами называли умнейших, тех, кто постиг глубоко вечно сущее, Первоначала. Уже Фалес учил, что «Бог – это ум Вселенной, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств», и вместе с
тем Богом он считал «То, у чего нет ни начала, ни конца». Вселенная представлялась как творение сфероидального Бога, высшего Разума. Божественная мудрость недоступна людям ввиду своей безграничности. Поэтому «Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего,
а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа может быть подобающе назван любомудром (философом)».
Уже в те времена наряду с видимым звездным Космосом выделялась незримая Сфера, преисполненная высшим разумом и «заселенная» божествами, подчиненными Зевсу. Эти низшие Боги, состоявшие между собой в разной степени родства, обладали разной мерой разума и могущества. В стихах Гомера, Гесиода, в орфической теогонии не только воспевается творение мира и создается генеалогия Богов во главе с всемогущим Зевсом, но вместе с тем  очерчивается и сфера их обитания.  Эта невидимая область имеет полярную структуру, сложную иерархию, в ней пребывают Боги и Титаны,  там оказываются и души людей после жизни. В зависимости от земных деяний  они либо приобщаются к божествам, либо остаются в Аиде (Тартар). Подобные Сферы
имеют все мировые религии. По-видимому, Семь Мудрецов, о которых говорится не только в древнегреческом эпосе, но ведется речь и в теогонии Индии, Вавилонских и других сказаниях, олицетворяют высшую духовную структуру, а также меру приобщения Человека к божественному знанию. Гармонию Сфер и числовые пропорции умопостигаемого Космоса, несомненно, хорошо знал Пифагор.  В «Тимее» Платон описывает сложную схему созидания Демиургом Универсума, в котором  встречно вращающиеся Сферы подразделяются на доли и роды движения, где главенствует Семерка. В дальнейшем, используя труды пифагорейцев и платоников, гностики разработали  целый ряд теорий
эманации, где Имя и Образ Творца, вся геометрия Предвечной духовной структуры воспроизводились в ритме Седмиц.
Существует много свидетельств, что издревле и повсеместно существовал общий закон «умственных занятий», о котором еще египетский Жрец поведал Солону: «с самого начала наш закон, исследуя космос и из наук божественных выводя науки человеческие, вплоть до искусства гадания и пекущегося о здоровье искусства врачевания, а равно и всех прочих видов знания, которые стоят в связи с упомянутым».
Закон диктовал дедуктивный принцип: от Общего Целого переходить к Частям Особенным и далее – к Отдельным Единичным фактам и телам. Поэтому исток пифагорейской науки о Числах, о животворящей Тетрактиде  коренится в той высшей универсальной Сфере, которая издревле связывалась с самым
могущественным Божеством, с Триединым и Первоединым, с Абсолютом.
Именно высшая Предвечность, загадочное обиталище Непознаваемого Творца, является наиболее высокой и таинственной. Здесь царит Первоединое, Безымянно-Всеимянное Божество, высший Разум, исторгающий в Молчании Первое созидающее Слово. Этот Первозданный Прообраз – высшая универсальная Сфера отождествлялась со всемогущим Богом. Логика суждений неизбежно подводила к выводу: Бог Всемогущ, значит Он должен быть Один, а поскольку Он Один – значит повсюду подобен, все видящий, слышащий, господствующий, а коль повсюду себе подобен – стало быть шарообразен,
не конечен и не бесконечен, не имеет предела и не беспределен,  недвижим и не
неподвижен. Он есть Одна универсальная вечная сущность, разом пребывающая в центре и во всей периферии, ибо Бог есть Единое. Из Первоединого истекает спиралевидный поток Времени и Пространства, этапы и циклы которых  обусловливают становление Мира, Вселенной, Человека. Для Философа Космос представлялся тождественным и живым организмом. Издревле считалось, что эта Сфера  высшего разума, где предначертаны План и Судьба всего Мироздания, умопостигаемая Человеком лишь частично. Но во все времена Мудрецы стремились познать и воспроизвести Высшую Сферу, обитель
Богов, где «Тайная гармония лучше явной».

«Все есть Число и все из Числа», – утверждал Пифагор, афористично определив
суть своего учения. Но это, по-видимому, усеченная формула, хранящая более глубокий секрет. Есть косвенные свидетельства, что в полном виде выражение звучало так: «Все из Первочисла Семь и все есть Седмица». И здесь необходимо затронуть вопрос: о каком Числе ведется речь? «Как у финикийцев начало точному знанию чисел было положено благодаря торговле и сделкам, – свидетельствовал Прокл, – так и у египтян геометрия была изобретена по указанной причине. Съездив в Египет, Фалес впервые перенес эту науку в Элладу; многое он открыл сам, а принципы многих [других знаний] указал тем, кто пришел после него: одно он изучал в более общем виде, другое – в более чувственном». Достойный своего учителя Пифагор посвятил себя изучению именно общих Чисел, которые выражают не простой счет отдельных осязаемых земных предметов, не служат для пересчета каких-либо множеств, нет, эти Числа универсальны, они изначально присущи созерцаемым разумом идеям (эйдос). Их называли божественными, а чаще –эйдетическими Числами, поскольку они своим геометризмом как бы очисляют и оформляют все идеально-вещественное, все что было, есть и будет  существовать в необозримом Космосе. Пифагорейская Гармония Мира окрашивается и проницается вездесущим эйдетическим Числом, и потому – «Все есть Число».
«Все из Числа», – поскольку Всемогущий Бог-Творец есть Едино-Один. Число полярно, ему изначально присущи противоположности.  Если Нечет+Чет и декада свойств Числа уравновешены, то образуется  идеально очисленная Сфера. И самая главная Сфера есть Голова, (Альфа+Омега), образованная Первочислом Семь, из которого разворачивается все полярное Мироздание.  Между полюсами полная гамма числовых сочетаний. Число, разнообразно оформляя и очисляя Универсум, воплощает Вне и Внутри  всех обитающих тел, предметов, вещей, свои декадные качества и свойства, сохраняя в каждом роде и виде, во всех именах и словах свой сокровенный числовой смысл. Иначе говоря, пифагорейское учение подводит к мысли, что само непостижимое Божество, Первоединое, и отпавший от высшего Света и Добра злотемный Аид (Тартар),
и заключенный между ними  Мир, все многообразие существ и вещей, – «все причастно числу». Эти Числа, проницая структуру каждого эйдоса, проявляются  в природе вещей как «явленная тайность», как умопостигаемый числовой знак.

Продолжение
Меню - пифагореизм
Выход на Главную страницу