Пифагор сделал много открытий, главное внимание уделяя
науке о Числах. Весь Мир он рассматривал словно сквозь геометрическую
призму и создал сложную теоретическую систему, основу которой составляли
числовые фигуры. Ученый довел до совершенства геометрию, разработал
принцип разделения монохорда. А когда нашел, что в прямоугольном треугольнике
квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, его восторгу не было
предела. Говорят, он принес богам гекатомбу – пожертвовал 100 быков.
Впрочем, есть и другие сведения: Пифагор принес в жертву лишь одного
«быка, сделанного из пшеничного теста», ибо не ел мясного и наставлял
тому своих учеников. Говорят, потрясен был Пифагор, когда постиг смысл
Чисел и увидел бездну, сокрытую в корне из двух...
Однако в темном Хаосе иррациональности он выявил лучезарную гармонию,
постиг законы пространства и времени, первым из эллинов ввел меры и
веса, применил их на практике. С именем Пифагора связано учение о Едином,
о Первоначалах, о Сущем, об Универсуме, Гармонии
Сфер, о Космосе. Ученики его знали о шарообразности Земли, что Семь Планет обращаются вокруг Солнца.
В учении Пифагора рациональное и мистическое слились воедино, дав мощный
толчок противоречивым изысканиям, а все движение получило широкую известность
в истории античной мысли как «пифагореизм» – загадочный, увлекательный,
труднопостижимый. Пифагор первым создал понятия, широко употребляемые
в наше время, – Космос, Философ, Гармония сфер. Если принять во внимание,
что имена давались не произвольно, а посредством их выражали самоё существо,
сокровенную природу явлений и вещей, то становится очевидным – изобретенные
термины органично вписываются в систему представлений о Логосе Мироздания.
«Клянусь воздухом, которым дышу, клянусь водой, которую пью, не извергну я
хулы на это учение (логос)», – восклицал Пифагор, утверждая истину словом и
делом. Слово Мудрец было широко известно в древнем мире. Кроме Семи
(Солон, Фалес и др.), Мудрецами называли умнейших, тех, кто постиг глубоко
вечно сущее, Первоначала. Уже Фалес учил, что «Бог – это ум Вселенной,
а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств», и вместе с
тем Богом он считал «То, у чего нет ни начала, ни конца». Вселенная
представлялась как творение сфероидального Бога, высшего Разума. Божественная
мудрость недоступна людям ввиду своей безграничности. Поэтому «Пифагор
назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов
(как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек
по слабости своей природы часто не в силах достичь всего,
а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа может быть подобающе назван любомудром (философом)».
Уже в те времена наряду с видимым звездным Космосом выделялась незримая
Сфера, преисполненная высшим разумом и «заселенная» божествами, подчиненными
Зевсу. Эти низшие Боги, состоявшие между собой в разной степени родства,
обладали разной мерой разума и могущества. В стихах Гомера, Гесиода,
в орфической теогонии не только воспевается творение мира и создается
генеалогия Богов во главе с всемогущим Зевсом, но вместе с тем очерчивается
и сфера их обитания. Эта невидимая область имеет полярную структуру,
сложную иерархию, в ней пребывают Боги и Титаны, там оказываются и
души людей после жизни. В зависимости от земных деяний они либо приобщаются
к божествам, либо остаются в Аиде (Тартар). Подобные Сферы
имеют все мировые религии. По-видимому, Семь Мудрецов, о которых говорится
не только в древнегреческом эпосе, но ведется речь и в теогонии Индии,
Вавилонских и других сказаниях, олицетворяют высшую духовную структуру,
а также меру приобщения Человека к божественному знанию. Гармонию Сфер
и числовые пропорции умопостигаемого Космоса, несомненно, хорошо знал
Пифагор. В «Тимее» Платон описывает сложную схему созидания Демиургом
Универсума, в котором встречно вращающиеся Сферы подразделяются на
доли и роды движения, где главенствует Семерка. В дальнейшем, используя
труды пифагорейцев и платоников, гностики разработали целый ряд теорий
эманации, где Имя и Образ Творца, вся геометрия Предвечной духовной
структуры воспроизводились в ритме Седмиц.
Существует много свидетельств, что издревле и повсеместно существовал
общий закон «умственных занятий», о котором еще египетский Жрец поведал
Солону: «с самого начала наш закон, исследуя космос и из наук божественных
выводя науки человеческие, вплоть до искусства гадания и пекущегося
о здоровье искусства врачевания, а равно и всех прочих видов знания, которые стоят в связи с упомянутым».
Закон диктовал дедуктивный принцип: от Общего Целого переходить к Частям
Особенным и далее – к Отдельным Единичным фактам и телам. Поэтому исток
пифагорейской науки о Числах, о животворящей Тетрактиде коренится в
той высшей универсальной Сфере, которая издревле связывалась с самым
могущественным Божеством, с Триединым и Первоединым, с Абсолютом.
Именно высшая Предвечность, загадочное обиталище Непознаваемого Творца,
является наиболее высокой и таинственной. Здесь царит Первоединое, Безымянно-Всеимянное
Божество, высший Разум, исторгающий в Молчании Первое созидающее Слово.
Этот Первозданный Прообраз – высшая универсальная Сфера отождествлялась
со всемогущим Богом. Логика суждений неизбежно подводила к выводу: Бог
Всемогущ, значит Он должен быть Один, а поскольку Он Один – значит повсюду
подобен, все видящий, слышащий, господствующий, а коль повсюду себе подобен – стало быть шарообразен,
не конечен и не бесконечен, не имеет предела и не беспределен, недвижим и не
неподвижен. Он есть Одна универсальная вечная сущность, разом пребывающая
в центре и во всей периферии, ибо Бог есть Единое. Из Первоединого истекает
спиралевидный поток Времени и Пространства, этапы и циклы которых обусловливают
становление Мира, Вселенной, Человека. Для Философа Космос представлялся
тождественным и живым организмом. Издревле считалось, что эта Сфера
высшего разума, где предначертаны План и Судьба всего Мироздания, умопостигаемая
Человеком лишь частично. Но во все времена Мудрецы стремились познать и воспроизвести Высшую Сферу, обитель
Богов, где «Тайная гармония лучше явной».
«Все есть Число и все из Числа», – утверждал Пифагор, афористично определив
суть своего учения. Но это, по-видимому, усеченная формула, хранящая
более глубокий секрет. Есть косвенные свидетельства, что в полном виде
выражение звучало так: «Все из Первочисла Семь и все есть Седмица».
И здесь необходимо затронуть вопрос: о каком Числе ведется речь? «Как
у финикийцев начало точному знанию чисел было положено благодаря торговле
и сделкам, – свидетельствовал Прокл, – так и у египтян геометрия была
изобретена по указанной причине. Съездив в Египет, Фалес впервые перенес
эту науку в Элладу; многое он открыл сам, а принципы многих [других
знаний] указал тем, кто пришел после него: одно он изучал в более общем
виде, другое – в более чувственном». Достойный своего учителя Пифагор
посвятил себя изучению именно общих Чисел, которые выражают не
простой счет отдельных осязаемых земных предметов, не служат для пересчета
каких-либо множеств, нет, эти Числа универсальны, они изначально присущи
созерцаемым разумом идеям (эйдос). Их называли божественными,
а чаще –эйдетическими Числами, поскольку они своим геометризмом
как бы очисляют и оформляют все идеально-вещественное, все что было,
есть и будет существовать в необозримом Космосе. Пифагорейская Гармония
Мира окрашивается и проницается вездесущим эйдетическим Числом, и потому – «Все есть Число».
«Все из Числа», – поскольку Всемогущий Бог-Творец есть Едино-Один. Число
полярно, ему изначально присущи противоположности. Если Нечет+Чет и
декада свойств Числа уравновешены, то образуется идеально очисленная
Сфера. И самая главная Сфера есть Голова, (Альфа+Омега), образованная
Первочислом Семь, из которого разворачивается все полярное Мироздание.
Между полюсами полная гамма числовых сочетаний. Число, разнообразно
оформляя и очисляя Универсум, воплощает Вне и Внутри всех обитающих
тел, предметов, вещей, свои декадные качества и свойства, сохраняя в
каждом роде и виде, во всех именах и словах свой сокровенный числовой
смысл. Иначе говоря, пифагорейское учение подводит к мысли, что само
непостижимое Божество, Первоединое, и отпавший от высшего Света и Добра злотемный Аид (Тартар),
и заключенный между ними Мир, все многообразие существ и вещей, – «все
причастно числу». Эти Числа, проницая структуру каждого эйдоса, проявляются
в природе вещей как «явленная тайность», как умопостигаемый числовой знак.
|