ПротоS7 |
Авторская страница |
ProtoS7 -> Пифагореизм -> Великой Природы Исток (2) |
Вечной природы исток(1) (2) (3) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Десять – число совершенное, и мы, эллины, и все люди отнюдь не нарочно возвращаемся к нему, считая по-всякому, и это правильно и согласно с природой. Оно имеет много особенных свойств, которые надлежит иметь столь совершенному числу, а многие свойства не составляют его особенности, но оно должно иметь их, раз оно совершенно. – Так писал в своих лекциях Филолай (род. ок. 470 до н.э.), один из видных учеников Пифагора, который после кротонского разгрома первым опубликовал пифагорейское учение. – Прежде всего оно должно быть четным, чтобы нечетных и четных в нем было поровну, а не с перевесом в одну сторону: так как нечетное всегда предшествует четному, то, если заключительное число не будет четным, нечетное окажется в большинстве. Затем оно должно содержать равное количество первых, несложных и вторых, сложных [чисел], а число десять содержит, и ни одно другое число, меньшее десяти, не обладает этим свойством, а разве только большее (например, 12 и некоторые другие), но в основании их лежит десять. И поскольку оно первое число обладающее этим свойством и наименьшее из обладающих им, то оно совершенно, и это его особенность: то, что в нем первом наблюдается равное количество несложных и сложных чисел. Кроме того, оно обладает еще одним (особенным] свойством: оно содержит (равное количество) произведений и множителей этих произведений; [от 1 ] до пяти оно содержит множители, от шести до десяти – их произведения. Так как 7 не кратно никакому [числу], его надо исключить, равно как и 4, как кратное двум, так что их по-прежнему будет поровну. Кроме того, в 10 содержатся все отношения: равенство, больше, меньше, суперпартикулярность [11/х] и другие, а также линейные, плоские и объемные [числа]. В самом деле, 1 – точка, 2 – линия, 3 – треугольник, 4 – пирамида, а все эти [элементы] – первые и начала отдельных [рядов] однородных [с ними величин или чисел]. Кроме того, в этих [первых четырех числах] наблюдается первая из прогрессий [«аналогий»] – разностная, сумма членов которой равна десяти. И в плоскостях, и в объемных телах первые [элементы] суть точка, линия, треугольник, пирамида, а они содержат число десять и получают [в нем] завершение (teloс). Четверка – в углах или основаниях пирамиды, шестерка – в ребрах, итого десять. Опять же четверка – в расстояниях между точкой и линией и концах линии, шестерка в сторонах и углах треугольника, так что опять десять. [Число десять] получается и в [геометрических] фигурах, если их рассматривать арифметически. Действительно, первый треугольник – равносторонний, который в известном смысле имеет одну линию и [один] угол; я говорю «одну», так как он имеет равные [линии и углы], а равное всегда неделимо и одного вида. Второй [треугольник] – полуквадрат; имея одно различие сторон и углов, он отвечает двойке. Третий – половина равностороннего, он же полутреугольник (гемитригон); все его [элементы] не равны [между собой], и сумма их равна трем. То же можно обнаружить и в объемных телах, продвигаясь до четырех, так что и в этом случае в сумме получается десятка. В самом деле, первая пирамида, имеющая в основании равносторонний треугольник, оказывается в известном смысле обладающей одной линией и одной плоскостью в силу [их] равенства. Вторая, воздвигнутая на квадратном основании, – двумя, так как она имеет одно различие – между углом при основании, образуемым тремя плоскостями, и углом при вершине, образуемым четырьмя, откуда следует, что она подобна двойке. Третья [пирамида], построенная на полуквадрате, подобна тройке: помимо различия, которое мы наблюдали в полуквадрате как плоской фигуре, она имеет еще одно: отличие угла при вершине, так как этот угол [лежит на плоскости], перпендикулярной средней стороне [=гипотенузе] основания, и, следовательно, [третья пирамида] подобна тройке. Аналогичным образом, четвертая [пирамида] подобна четверке, поскольку она построена на полутреугольном основании. Таким образом указанные [фигуры] получают завершение в числе десять. То же и при возникновении [физических тел]: первое начало, из которого возникает величина, – точка, второе – линия, третье – плоскость, четвертое – объемное тело» (Фрагменты ранних греческих Философов. "НАУКА", М.1989, С.435-436).В связи с этим рассмотрим антиномию Точка–Шар, поскольку противоречие между крайностями здесь снимается последовательной сменой геометрических Фигур.
Миф Абсолютен, и Бог, как известно, творит из Первоединого весь Универсум, т.е. Общее, Особенное и Единичное, все Внешнее и Внутренне, Явное и Тайное, и творит Он геометрически, сразу используя все сизигии-антиномии. Эта геометрия показывает, какие именно стадии в пределах Четверицы–Декады проходят все структуры, возникая из ничтожной Точки и восходя к высшей Сфере, к идеальному Шару. В этом движении наглядно раскрываются представления древних о становлении Макрокосма + Микрокосма. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Меню - пифагореизм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выход на Главную страницу |