ПротоS7 |
Авторская страница |
ProtoS7 -> Пифагореизм -> Древние Категории (1) |
Древние Категории(1) (2) |
Мы исходим из того, что в первую очередь необходимо ощутить присутствие своеобразного шифра в Шестидневе. Надо представить казалось бы невероятное, что текст написан не обыкновенными словами и числами, что в нем нет привычных нам повествовательных предложений. Перед нами только Знаки, Символы, Числа, условные термины и неясные геометрические формы. Каждая фраза Шестиднева – это «логическая фигура», состоящая из «ключевых слов», преисполненных явным и тайным образно-числовым смыслом. Каждый отдельный стих можно сравнить с причудливым айсбергом, имеющем яркую вершину и незримое тело в глубине. В библейском Мифе явный образ не только раскрывает, но и скрывает сокровенный смысл в клубке противоречий. Гекзамерон многогранен и многослоен, символические картины его содержат не только Знаки-Слова, но и загадочную пифагорейскую числовую систему, универсальный Закон Торы. Мы выделили Семь ступеней, Семь глубин постижения Мифа, что вновь указывает на особую значимость Седмицы. Более полно мистический смысл Седмицы и Декады нам раскроется в дальнейшем анализе, а здесь лишь приведем одно из древних свидетельств. «Число Семь», утверждает Каббала, «есть великое число Божественных Тайн; число Десять есть число общечеловеческого значения (Декада Пифагора)». В Шестидневе ряд дней 1-7 не просто устремляется от меньшего к большему. Он претерпевает качественные перемены. Вбирая в себя числовые события 1-6, простая Семерка в своем девственном покое преобразует постигнутое, в синтезе нового знания обретает целомудрие (целостность+мудрость), и далее устремляется к высшей цели (7-10), к Откровению. Шестиднев полагает Начало Мира, воспроизводит грандиозную картину творения, когда возникают Вселенная и Человек (Макрокосм+Микрокосм). Иудео-христианская традиция настоятельно подчеркивает уникальность этого сказания, его самобытную исключительность. История и сами священные тексты, однако, свидетельствуют о противоположном, о тесной связи Пятикнижия Моисея с древнейшими философско-религиозными вероучениями. Не углубляясь здесь в ретроспективу, рассмотрим некоторые антиномии, входящие в библейско-пифагорейское Начало. Учение Пифагора созвучно мистике древней Торы, чему обнаруживается много свидетельств. Иудейские писатели и Пифагор черпали сокровенные познания из единого вавилоно-египетского источника. Общность обнаруживается и в проповеди строгого аскетизма, и в системе образно–числовой символики. Свое учение Пифагор разделял на Явное и Тайное, равно и ученики его, все соучастники кротонского союза подразделялись на акусматиков и математиков (иначе – «экзотериков» – знающих Внешнее, и «эзотериков» – постигающих как Внешнее, так и Внутреннее, самое существенное знание). Подобное разделение, как отмечалось, есть в иудаизме и христианстве, во многих древних религиях. Пифагор учил, что Космос возник из Первоединого, из Триединого Числа, которое есть Тетрактида. Знаменитая фраза Иоанна Богослова – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин.-1:1) –фигурально следует пифагорейской логике, образуя круг и выводя из Единого Бога Триединое Слово – Четверицу. Демиург, как известно, творит категорически, каждым Словом своим утверждая высшие ипостаси. Первослово Демиурга воплощает универсальную субстанцию, смысл которой выражают Слово и Число. Эта двуединая пара (Число+Слово) в синтезе своем есть Знак–Элемент–Буква, из которых созидается Макрокосм и Микрокосм. Поэтому каждым Словом своим Бог утверждает всеобщие категории, полярные сизигии-антиномии, которые будут вечно пребывать в синтезе и распаде. Выше была показана Декада антиномий Пифагора. Поэтому небезынтересно их рассмотреть вместе с категориями Шестиднева и Пятикнижия Моисея. Категории – это самые общие, фундаментальные понятия. Древнегреческое kategoria – высказывание о наиболее общих признаках и причинах, характеризующих взаимоотношения слов, имен, чисел. Антиномии образуют логические пары, тезис – антитезис, которые всегда пребывают в полярном единстве. Древние ученые сравнивали противоположные понятия с «Л-образными бревнами, которые спасают друг друга благодаря некоему противостоянию... И все вещи удерживаются вместе, как бы скрепленные взаимным и противоположным упором». Если убрать одно из них, то рухнет все. Выразительный образ характеризует диалектику понятий. Вверху – сизигия, синтез, порождающее единство и скрытое родство. Внизу – антиномии, распад, антагонизм, явная враждебность понятий. Пифагорейцы (и гностики) полагали, что сизигии-антиномии изначально присущи Макрокосму+Микрокосму, что в ритмичном распаде и слиянии они проницают Универсум гармоническими импульсами, одухотворяют природную жизнь в ее вечном круговращении. Согласно Аристотелю, Декаду пифагорейских родов составляли категории, – сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание. Но были и другие классификации, в которых насчитывали и меньшее, и большее количество сизигий и антиномий. |
Продолжение |
Меню - пифагореизм |
Выход на Главную страницу |