ПротоS7

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

ProtoS7 -> Пифагореизм -> "Жизнь Пифагора"

Порфирий -
"Жизнь Пифагора"

(1) (2) (3) (4)

 

Образ повседневной его жизни описывает Диоген. Он заповедовал всем избегать корыстолюбия и тщеславия, ибо ко­рысть и слава больше всего возбуждают зависть, избегать также и многолюдных сборищ. Занятия свои он начинал дома поутру, успокоив душу лирною игрою под пение старинных Фалетовых пеанов. Пел он также и стихи Гомера и Гесиода, считая, что они успокаивают душу; не чуждался и некоторых плясок, полагая, что здоровье и красивые движения на пользу телу. Прогулки он предпочитал не со многими, а вдвоем или втроем, в святилищах или в рощах, замечая при этом, что, где тише всего, там и краше всего.

Друзей он любил безмерно; это он сказал, что у друзей все общее и что друг – это второй я. Когда они были в доб­ром здоровье, он с ними беседовал, когда были больны телом, то лечил их; когда душою, то утешал их, как сказано, иных заговорами и заклинаниями, а иных музыкою. От телесных недугов у него были напевы, которыми он умел облегчать страждущих, а были и такие, которые помогали забыть боль, смягчить гнев и унять вожделение.

 За завтраком он ел сотовый мед, за обедом – просяной или ячменный хлеб, вареные или сырые овощи, изредка – жерт­венное мясо, да и то не от всякой части животного. Собираясь идти в святилища богов и подолгу там оставаться, он прини­мал средства от голода и жажды; сродство от голода составлял он из макового семени, сезама, оболочки морского лука, отмытого до того, что он сам очищал все вокруг, из цветов асфоделя, листьев мальвы, ячменя и гороха, нарубленных рав­ными долями и разведенных в гиметтском меду; средство от жажды – из огуречного семени, сочного винограда с вынутыми косточками, из кориандрового цвета, семян мальвы и портулака, тертого сыра, мучного просева и молочных сливок, замешанных на меду с островов. Этому составу, говорил он, научила Деметра Геракла, когда его послали в безводную Ливию.

 Поэтому тело его, как по мерке, всегда оставалось одина­ково, а не бывало то здоровым, то больным, то потолстевшим, то похудевшим, то ослабелым, то окрепшим. Точно так же и лицо его являло всегда одно и то же расположение духа – от наслаждения оно не распускалось, от горя не стягивяалось. Не выказывало ни радости, ни тоски, и никто не видел его ни смеющимся, ни плачущим. Жертвы богам приносил он необременительно, угождая им мукою, лепешками, ладаном, миррою и очень редко – животными, кроме разве что молочных поро­сят. И даже когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста, – так говорят надежнейшие писатели(18).

 Разговаривая с собеседниками, он их поучал или описательно, или символично. Ибо у него было два способа препо|давания, одни ученики назывались «математиками», то есть познавателями, а другие «акусматиками», то есть слушателя­ми: математиками – те, кто изучали всю суть науки и_полнее и подробнее, акусматиками – те, кто только прослушивали обобщенный свод знаний без подробного изложения. Учил он вот чему: о породе божеств, демонов и героев говорить и мыслить с почтением; родителей и благодетелей чтить; законам повиноваться; богам поклоняться не мимоходом, а нарочно для этого выйдя из дому; небесным богам приносить в жертву нечетное, а подъемным – четное. Из двух противодействующих сил лучшую он называл Единицею, светом, правостью, равен­ством, прочностью и стойкостью; а худшую – Двоицей, мраком, левизной, неравенством, зыбкостью и переменностью. Еще он учил так: растения домашние и плодоносные, и животных, не вредных для человека, щадить и не губить; а вверенное тебе слово хранить так же честно, как вверенные тебе деньги. 

 Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует до­биваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в третьих, доставляющее на­слаждение. Наслаждение имеется в виду не пошлое и обман­чивое, но прочное, важное, очищающее от хулы. Ибо наслаж­дение бывает двоякого рода: одно, утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, он уподоблял погибельным песням Сирен, а о другом, которое направлено на все прекрас­ное, праведное и необходимое для жизни, которое и переживаешь сладко и, пережив, не жалеешь, он говорил, что оно подобно гармонии Муз.

 Две есть поры, самые важные для размышлений: когда идешь ко сну и когда встаешь от сна. И в тот и в другой час следует окинуть взором, что сделано и что предстоит сделать, потребовать с себя отчета во всем происходящем, позаботиться о будущем. Перед сном каждый дол­жен говорить себе такие стихи.

 Не допускай ленивого сна на усталые очи,
 Прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
 Что я сделал? чего я не сделал? и что мне осталось?
А перед тем, как встать, – такие:
Прежде чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,
Думой раскинь, какие дела тебе день приготовил.

Таковы были его поучения главное же было – стремиться к истине, ибо только это приближает людей к богу: ведь от магов он знал, что бог, которого они называют Оромаздом, телом своим подобен свету, а душою – истине. Учил он и другому – тому, что усвоил, по его словам, от дельфийской Аристоклеи(19). А иное он высказывал символически, по примеру посвященных (многое из этого записал Аристотель): например, море он называл «слезой», двух небесных Медве­диц –«руками Реи», Плеяды – «лирою Муз», планеты – «псами Персефоны», а звук от удара по меди считал голосом какого-то демона, заключенного в этой меди.

Были символы и другого рода, вот какие: «Через весы не шагай», то есть избегай алчности, «Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай; «Венка не обрывай», то есть не нарушай законов, ибо законами венчается государ­ство. В таком же роде и другие символы, например: «Не ешь сердца», то есть не удручай себя горем; «Не садись па хлеб­ную меру», то есть не живи праздно; «Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь; «По торной дороге не ходи» – этим он велел следовать не мнениям толпы, а мнениям немногих понимающих; «Ласточек в доме не держи», то есть не принимай гостей болтливых и несдержанных иа язык; «Будь с тем, кто ношу взваливает, не будь с тем, кто ношу сваливает», – этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду; «В перстне изображе­ний не носи», то есть не выставляй напоказ перед людьми, как ты судишь и думаешь о богах; «Богам делай возлияния через ушко сосудов» – этим он намекает, что богов должно чтить музыкою и песнопениями, потому что это они доходят до нас через уши; «Не ешь недолжного, а именно ни рожде­ния, ни приращения, ни начала, ни завершения, ни того, в чем первооснова всего» – этим он запрещат вкушать от жертвенных животных чресла, яички, матку, костный мозг, ноги и го­лову: первоосновой он называл чресла, ибо животные держатся на них, как на опоре; рождением – яички и матку, силою кото­рых возникает все живое; приращением – костный мозг, потому что он –причина роста для всякого животного, началом – ноги, а завершением –голову, в которой высшая власть над всем телом.

 Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вме­сте сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение – зарождались животные, прорастали растения, и тут то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы. А несомненные доказательства этому он приводил такие: если боб разжевать и жвачку выставить ненадолго на солчочнып зной, а потом подойти поближе, то можно почувстворать запах человеческой крови; если же в самое время цветения бобов взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закрыть крышкой и закопать в землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется детская голова или женская матка. Кроме бобов запрещал он употреблять в пищу и разное другое — крапиву, рыбу-триглу, да и почти все, что ловится в море.

 О себе он говорил, что живет уже не в первый раз – сперва, по его словам, он был Евфорбом, потом Эфалидом, по­том Гермотимом, потом Пирром и наконец стал Пифагором. Этим оп доказывал, что душа бессмертна и что, приняв очищение, можно помнить и прошлую свою жизнь.

Философия, которую он исповедовал, целью своей имела вызволить и освободить врожденный наш разум от его оков и цепей; а без ума человек не познает ничего здравого, ничего истинного и даже неспособен ничею уловить какими бы то ни было чувствами, – только ум сам по себе все видиг и все слышит, прочее же и слепо и глухо.

 А для тех, кто уже совершил очищение, есть некоторые полезные приемы. Приемы он придумал такие медленно и постепенно, всегда одним и тем же образом, начиная от все более мелкого, переводить себя к созерцанию вечного и срод­ного ему бестелесного, чтобы полная и внезапная перемена не спугнула и не смутила нас, столь давно привыкших к такой дурной пище. Вот почему для предварительной подготовки душевных очей к переходу от всего телесного, никогда нимало не пребывающего в одном и том же состоянии, к истинно сущему он обращался к математическим и иным предметам рассмотрения, лежащим на грани телесного и бестелесного (эти предметы трехмерны, как все телесное, по плотности не имеют, как все бестелесное), – это как бы искусственно приво­дило душу к потребности в [настоящей ее] пище. Подводя с помощью такого приема к созерцанию истинно сущего, он дарил людям блаженство,— для этого и нужны были ему ма­тематические упражнения.

Продолжение (1) (2) (3) (4)

Меню - пифагореизм

Выход на Главную страницу