ProtoS7.ru

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

Структурные закономерности построения древнейших святилищ в свете космогонических мифов (Учений о Мироздании)

Первообразы и первоначала не поддаются ясному изложению на словах,
потому что их трудно уразуметь и трудно высказать,
оттого и приходится для ясности обучения прибегать к числам

Порфирий "Жизнеописание Пифагора"

О единстве источника древних знаний о мироустройстве

На протяжении всей истории нашей цивилизации наиболее глубинные вопросы о мироустройстве, о космогонии и наиболее близкие к Истине ответы на них были в центре внимания и изучения так называемых тайных обществ. По существу, "тайность" этих человеческих организаций диктовалась не самим предметом изучения, а именно неизмеримыми глубинами гнозиса и мистики, полноту знания о которых они предполагали. Пути мистического и теологического освоения мира, недоступные в силу своей специфики широким массам, практически всегда были параллельны путям строгой науки. Научный подход к изучению мира и его взаимосвязей объективно есть более узкий по сравнению с подходом, включающим и теологические, и философские моменты.

Кладезем и хранителем мудрости в познании мира всегда были тайные общества. И вот, изучая историю развития тайных обществ (в направлении противоположном ходу времен), т. е. от российских преддекабристских обществ, русского исторического масонства и розенкрейцерства, рыцарских европейских орденов (например, орденов Мальтийских рыцарей и Святого Грааля), уникальных гностических течений альбигойцев и катаров, католических западноевропейских орденов (таких как тамплиеры и иоанниты), величайших алхимических мыслителей, погружаясь в глубины мудрости древних, пытаешься найти в глубине тысячелетий ответ на вопрос - где и когда было создано универсальное учение о Логосе, лежащее в основе истинных понятий о мироздании и времени? И неизбежно приходишь к выводу, что ни гностики, ни создатели Торы не являются изобретателями логико-математической структуры Макрокосма; вряд ли можно считать таковыми египтян, вавилонян, шумеров... Попробуем проанализировать имеющиеся исторические данные по этому вопросу, рассмотрев некоторые космогонические мифы древнего мира.

Космогонические мифы - это мифы древних об устройстве мироздания; они являются синтезом первозданных наук, впитавшим сокровенные мысли мудрецов многих стран и эпох. Тысячелетия назад Звездочёты, Жрецы и Маги вглядывались в звёздное небо, пытаясь найти далёкое и загадочное место, где пребывает высшее Божество, открыть установленный для всей природы порядок и предел. Антропоморфные боги меняли места обитания вместе с астральными открытиями и развитием календарных систем, поднимаясь всё выше и выше от Земли: культ Луны сменялся культом Солнцем, развивался культ звёзд. Вместе с наиболее крупными астрономическими открытиями развилась концепция Абсолюта, Бога Единого, что по "своему образу и подобию" построил мироздание и управляет Вселенной и Человеком по изначальному Плану, Логос которого, как и сам Единосущий Бог, непостижим.

Революционную роль сыграло открытие древнейшими жрецами астрономических периодов - Сароса, затем Нероса, Сотиса*3. Предположительно, цикл Сароса был открыт около ста тысяч лет назад. Он дал мощный импульс в расширении наблюдений за звёздами, усилил саму познавательную деятельность. Изменился сам характер мыслительной работы: отдельные разрозненные факты и случаи мудрецы Протоцивилизации расположили в чётком порядке, стали рассматривать их на фоне общих схем и правил. Тогда и была обнаружена мистическая связь между астральными циклами и рядами простых чисел. Открытие Сароса позволило систематизировать всю сумму астральных наблюдений и создать особый метод апокрифического счёта, когда операции с простыми числами позволяли подразумевать особую сверхнебесную реальность. Сарос позволил жрецам решить целый комплекс теоретических и практических задач. Затмения Солнца и Луны стали использовать для укрепления культа и жреческой власти (ведь гнев Божий стало возможно всё более точно предвидеть и даже предсказывать), повышения культуры земледелия и безопасности прибрежного мореходства.



*3 Цикл Сароса - период в 18 лет (точнее 18 лет 11 дней или 6585 суток), по прошествии которых затмения Луны и Солнца повторяются в прежнем порядке; объединяет в среднем 41 солнечное и 29 лунных затмений.

Цикл Нероса - период в 600 лет.

Цикл Сотиса (Сириуса) - период в 1460 лет, связанный с возвращением Сириуса в одно из созвездий. Восход Сириуса над горизонтом египтяне праздновали как начало Нового года.

Циклы Нероса и Сотиса связаны с явлением прецессии, т. е. "покачивания" оси Земли относительно Полярной звезды и приводят к изменению картины звездного неба. Поэтому 1 день Тота у египтян смещался через четыре года на сутки, а за 1460 лет, обойдя 365-дневный круг, Новый год вновь совпадал с 1 днём месяца Тота. Период 1460 "Годов Сириуса" составлял 1461 гражданский календарный год и назывался "Годом Бытия". Мистически египтяне это изображали как возвращение гигантской реки времени "саму в себя".


Тогда же сложилось представление, что звёздно-планетарные и духовно-телесные круговращения пульсируют в едином ритме, что продолжительность человеческих эпох соизмерима с Саросом и Неросом, что существуют более длительные небесные циклы Божественного Времени, посредством которых Господь управляет Миром. Древние отмечали, что Великий Год (25920 лет) образуют периоды Солнца, Луны и пяти планет, когда они возвращаются в то же самое созвездие Зодиака, в котором некогда находились одновременно.

Жрецы Протоцивилизации первыми, ещё до планетарной катастрофы, воспроизвели с помощью символических рисунков общую картину Мироустроения. Великий Звёздный Год и прецессия были открыты и исчислены очень давно. Об этом говорят многие символы и знаки, образы и рисунки, очертания которых скрывают тайные Числа Высших божеств. Сложная мистическая связь между Небом и Землёй объяснялась комбинациями знаковых рисунков, которым давались явные Имена и тайные Числа. Небесная геометрия использовалась для земных расчётов, поскольку астральные символы входили в системы мер (так, в частности были созданы древнейшие 60-ричная и другие системы отсчёта), весов, денежных единиц. Но, как свидетельствует История, первозданная цивилизация погибла в пучине катаклизма.

Когда жрецам стало известно о грядущем Потопе, для спасения небесных открытий был найден примечательный способ: на высоком месте воздвигли два столпа - из кирпича и камня, на которых написали знаки и формулы движения Светил. Полагали, что хотя бы один из столпов устоит, и уцелевшие люди расшифруют письмена. Однако водная стихия не одолела ни один из них, и бесценные сведения в полном объёме сохранились для потомков. Римский историк Иосиф Флавий (1 век н.э.) утверждал даже, что допотопные столпы и в его время всё ещё продолжали стоять где-то в Сирии. Истинность красивой легенды доказывает анализ архитектонических чисел (объёмов, площадей, ритмов), т. е. закономерностей построения древнейших святилищ уже нашей истории, таких как египетских пирамид, структуры Святилищ зороастрийцев и вавилонских Зиккуратов, площадь Кааба, ритмы каменных кругов Стоунхенджа и т.д.

Это всемирное событие - Потоп - зафиксировано и в Библии; Ноев потоп есть символический водораздел, мистический образ "разрыва-связи" эпох, отделяющий Предысторию от Истории, отраженный в Священной истории. Ноев Ковчег - это своего рода "звёздный символ", знаменующий передачу земного опыта и высших астрономических знаний жрецам, положившим начало уже нашей Истории.

Практически все древние мифы и сказания непосредственно связывают начало своей истории с катастрофическими событиями на Небе и Земле. В соответствии с данными археологии, палеонтологии, климатологии, гидро- и географии, время планетарной катастрофы, приведшей к упадку великой Протоцивилизации, колыбели древних астральных и эзотерических знаний, реально относится к 14-12 тыс. лет до нашей эры. В фокусе многих хронологических систем находятся даты 11652-11542 года до н.э.*4

Время, принимаемое за начало современной цивилизации, можно считать 12 тыс. лет до нашей эры - с этого рубежа многие мировые религии ведут отсчет мифологического времени (хотя в Библии временем Сотворения Мира считается 5,5 тысяч лет до н.э.). После Катастрофы развитие культур началось на разных континентах практически одновременно и, что самое важное, из одного корня. Остатки древнейших наук, астрономических и логико-математических открытий восстанавливались и сохранялись жрецами Египта, Вавилона, Шумера, Индии, Америки.

Между философскими доктринами и религиозными обрядами египтян, арийцев, индийских жрецов (предшественников буддистов), несомненно, существует большое сходство. Сложные системы отображали мистическую связь между Небом и Землёй. Но каждая религия на основе единой эзотерической истины создавала собственные знаковые системы. Сокровенное Число являлось как бы эзотерическим двойником Имени*5.

Космогонию, глубоко продуманную и детально исчисленную, жрецы разных религий сохраняли века и тысячелетия, полностью раскрывая "тайну тайн" лишь в узком кругу посвященных. Повсюду свои числовые системы жрецы и мудрецы строили на основе Универсального знания, но, учитывая народные обычаи и традиции, воплощали Закон Божий в астральных символах и знаках, в мистериях, в доступных и запретных священных книгах.

Астральные символы проходят через толщу веков, через звёздные культы и учения египтян и эллинов, халдеев и шумеров, есть в религиях древнего Востока и в оккультных учениях средневекового Запада. Повсюду Боги были разными, но неизменным сохранялся канон канонов - происхождение Мироздания и Макрокосма из абсолютного Единого.

Один из наиболее известных мыслителей древности Платон сформулировал свои откровения о Мироздании почти 25 веков назад и в основном по египетским источникам. Он рассматривал Космос как "живое существо, наделённое душой и умом". Кроме души, всё Мироздание имеет тело, не отдельное, а универсальное, "единое видимое живое существо, содержащее все сродни ему по природе живые существа в себе самом". Демиург созидает Вселенную из первоэлементов - огня, воздуха, воды и земли.

Демиург, сообщает Платон, разделил видимое тело Вселенной на пропорциональные части и связал их в единое Целое. Здесь уместно привести одну цитату из "Тимея" Платона целиком: "И задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трёх чисел - как кубических, так и квадратных - при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому; тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выясняется, что отношение необходимо остаётся прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство".

Космические принципы и символизм жреческого храмового строительства (мировой культовой архитектуры)

Во все времена святилища строились на земле, но возведённые храмы почитались как зримые прообразы Небес.

Если современный зодчий мыслит и действует абстрактно, не заботясь о подобии внешних форм строящегося объекта пропорциям Мироздания, то, создавая святилище, жрец думал иначе. Он мыслил абсолютно конкретно, созерцая в едином фокусе всеобщее, особенное и единичное. Жрец знал, что святилище - это Храм и Дар Божий, и потому священная обитель Его на Земле должна стать равно-достойна Творца Вселенной. Дом Всевышнего - вся Вселенная, и каждый новый храм (зиккурат, пирамида, круг камней или капище) создавался по "образу и подобию" Мироздания. Свои высшие ценности - истинные знания - жрецы тщательным образом зашифровали в иероглифических знаках и алфавитах, в архитектуре и росписях святилищ. Именем Бога осуществляя план, мудрый жрец-зодчий применял свои мистические и математические познания в деле строительном, объединял гармонию небесных сфер с красотами и смыслом золотого сечения и выразительностью человеческого масштаба. Мистическая форма любого храма образует живой пульсирующий конус, незримый Предел, внутри которого сфокусировано пространство и время Вселенной, для того чтобы там "полноценно" мог пребывать Господь.

В теологии древних понятие Предела имело большое значение. Круг в эзотерике символизирует знак соединения Вечности и Предела, точнее - символ Вечного Предела. "Беспредельное, а затем - Великий предел", отделяющий хаос от миропорядка. Внутренние, Внешние и разделительные Пределы есть в небесных сферах Плеромы и Метасферы. Предел - незыблемая граница, и вместе с тем - преобразующий рубеж, знак передела и перехода от мира Внешнего к Внутреннему и наоборот - от Внутреннего к Внешнему. Земные образы Предела, доступные при сооружении храмов земными зодчими, это рвы, валы, стены, ограды, врата, двери и т.д.

Обратимся к конкретным древнейшим святилищам и тому Логосу, который они воплощали. Наиболее наглядно единство источника эзотерических знаний демонстрируется на примере сопоставления мистических чисел, лежащих в основе создания древнейших египетских и месопотамских святилищ, а, конкретнее, таких как, Пирамида Хеопса и Вавилонская Башня.

Нам наиболее известен размах космического мышления египетских жрецов, поколения которых изустно и практически, формулами культа и языком мифологии, священными знаками, алфавитом, хронологией, посредством архитектоники Великих Ступ и Пирамид позволили и другим народам подняться на более высокие ступени культуры и развития. Факты говорят, что живописцы, скульпторы и зодчие в совершенстве знали канонические нормы и строго соблюдали их в храмовом искусстве. Повсюду в египетской архитектуре, скульптуре, в картинах и рельефах можно усмотреть точные пропорции золотого сечения и канонического масштаба.

Вполне возможно, что знания поначалу были не столько священной тайной, сколько высшей астрологической наукой. Известно, что мудрейшие из эллинов - Фалес, Солон, Пифагор, Платон и другие философы постигали у египетских жрецов науки небесные и таинства божественные. Легендарный Моисей тоже входит в плеяду лучших знатоков египетской мудрости, ибо "Пятикнижие Моисеево" содержит в своих мифологических глубинах древний Закон-Логос.

Вспомним историю. Самая первая каменная пирамида в Египте была 7-ступенчатой и по форме напоминала мессопатамские Зиккураты. Строительство пирамид началось, как полагают, в середине третьего тысячелетия до н. э. (т. е. приблизительно в то же время, что и строительство зиккуратов в Уре и Вавилоне) под руководством легендарного архитектора Имхотепа во времена правления фараона Джосера (III династия). Этот выдающийся человек, Верховный жрец Гелиополя (библейского города Анны) был титулован многими почётными званиями - Мудрец, Чародей, Астроном (Глава Наблюдателей за звёздами), Врач. Ступенчатые пирамиды возводились в государствах ацтеков и майя, в Индии и Китае. Они различались по размерам и внешнему оформлению, но повсюду проявляется единство грандиозного мистического замысла - создать на Земле сооружение, своими пропорциями подобное структуре Вселенной, т.е. своими тайными и явными размерами зиккураты и пирамиды должны были чётко соотноситься не только со всем звёздным мирозданием (реальными пространством и временем), но и с Плеромой, обителью Богов.

Во времена правления I династии египтяне начали возводить пирамиды в форме четырёхугольника из земли и камня, которые называли "мастаба". Такие сооружения возводились на протяжении всего Древнего царства; а Имхотеп, построив один из первых каменных "домов вечности", оставил продолжателям начатого дела не только мистическое изображение своих идей, но и конкретные расчёты и чертежи. Прямоугольную одноступенчатую мастабу сменила пирамида 7-ступенчатая, а затем и 6-ступенчатая с 7-й платформой наверху. Уже фараоны IVдинастии стали строить пирамиды с гладкими гранями, лучшие из которых были возведены в Гизе. Взаимное расположение пирамид в Гизском ансамбле и соотношение их удельных размеров являются предельно точным отражением расположения и масштаба трёх звёзд в Поясе Ориона6 - египетская реализация одного из герметических законов на "Изумрудных скрижалях" Гермеса Трисмегиста: "Что наверху, то и внизу".

Система представлений о мире египетских жрецов состояла из знаний о реальном космосе, которые они черпали из фактических наблюдений за движением светил, за небесными явлениями (Низшие знания) и из сокровенных знаний о Божественном (Высшие знания), из глубоких раздумий о Божественном Мироустроении, поэтому природу и метафизику жрецы всегда выражали в органическом единстве. Таким образом, в то время естественнонаучные принципы строения Мироздания находились в единстве с их теологической интерпретацией; их разделение произойдёт позже.

Основные положения древнейшей логико-математической системы требовали всё выводить из одного истока - из Единого Первочисла, из Плеромы, а во всех причинах и следствиях видеть проявления Божественных Монад, Высших духов, Праведных Душ и Истинно Сущих Чисел, пребывающих в сверхзвёздной области Мирового Разума и Души (Метасфере), творящие и разрушающие Миры и Судьбы, управляющие временем и пространством.

 

Излившаяся из Плеромы невидимая Метасфера, пребывающая в вечном покое, является истоком и причиной возникновения третьей сферы - материального Космоса, где круговращаются Звёзды, Солнце, Луна и Планеты. Поэтому, считали древние, Земля, обитель человека, призвана жить по законам священного календаря, ритм которого изначально и навсегда установлен высшим Божеством. Таким образом, весь звёздный мир, все календарные системы, исчисляющие время по Луне, Солнцу или Звёздам, были связаны с Истинно Сущими Числами Метасферы, с Плеромой, с Единым. Жрецы и Цари в каждом царстве выступали как главные управители Закона-Логоса, хранители священного календаря, время которого воплощало волю Богов.

Единое Первочисло имело явное или тайное Имя (у христиан - Господь), у египтян (Господствующее Число=1456 или год Сириуса без 4-х дней) это создатель и владыка Мира бог-творец Амон Ра. В древнем гимне этому высшему Божеству говорится: "Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст".

Духовное самовыражение египтян проявилось и в иероглифах. "Есть два вида иероглифов собственно иероглифы, назначением которых является преимущественно выражение в языке и которые имеют отношение к субъективному представлению; другими иероглифами являются те колоссальные массы архитектурных и скульптурных памятников, которыми покрыт Египет"*8. Все смысловые образы египтян, включая фигуры и части тела человека в текстах пирамид, суть не только буквы, но в первую очередь - числа. Благодаря канонической системе эти знаки-числа символически и арифметически связывают всё земное, достойное увековечивания, с Плеромой, обителью Божеств.

Прообразом Пирамиды служило всё мироздание, которое проистекает из Единой Плеромы. Создатели Великой Пирамиды учитывали это и весьма искусно зашифровали в размерах грандиозной фигуры различные геометрические символы, включая пропорции золотого сечения; так же тщательно жрецами согласованы параметры Великой Пирамиды с таким египетским понятием, как Великий Год (25920 лет). Сущность этого понятия состоит в следующем. Восход Солнца в час весеннего равноденствия смещается ежегодно и за 2160 лет проходит одно созвездие Зодиака, а все двенадцать созвездий оно пройдет за 25920 лет. Звёздный круг в 25920 лет как бы очерчивает пределы той Сферы, где размещается материально-вещественный Космос. Однако Боги лишь нисходили в видимый Мир, но вечно пребывают далеко за его пределами. Звёзды - это Знаки Божеств, фараонов и душ человеческих, что вечно живут в Сфере невидимой, где обитает Мировая Душа и Божественный Разум (Метасфера).

 

[ Выход на оглавление ]


Выход на Главную страницу