Такова космогоническая схема, лежащая в основе астральных мифов.
Однако это наша схема, а древние мифологи не создавали отвлечённых
схем; их картины всегда преисполнены живыми действующими лицами, Богами
и Героями. Весь мир, Небо и Землю украшали священные Лики, но в символике
мифа обычно проглядывает геометрия триады ("троицы" по-русски). Приведём
для примера египетскую триаду Макрокосма: бог Земли Геб, его сестра-жена
богиня Неба Нут, ежедневно поедающая своих детей - небесных звёзд,
и вновь их рождающая, и бог воздуха Шу, разъединивший непрерывную
вражду-любовь супругов и установивший связи и границы их взаимодействия.
Бог Ра разгневался на богиню Нут и заявил, что не будет такого
месяца и года, когда она смогла бы разрешиться от бремени. Однако
на помощь Нут пришел бог Тот, создатель календаря. Он выиграл у
богини Луны в шашки 1/72 часть каждого дня и сложил из них 5 целых
дней. Эти 5 новых дней Тот прибавил к 360 дням бога Солнца. На дополнительную
пятидневку, согласующую год лунный с солнечным, заклятье бога Ра
уже не распространялось (египтяне называли эти дни "заклятыми" или
"теми, что над годом"). Богиня Нут благополучно разрешилась: в 1-й
добавочный день на свет появился Осирис (ставший первым правителем
Египта), во 2-й - Гор-старший, в 3-й - Сет, в 4-й день родилась
богиня Исида (в будущем жена Осириса), а в 5-й богиня Нефтида (ставшая
женой Сета). Таким образом мудрый Тот разделил время богов
и время людей.
Сокровенно созерцаемые и познанные жрецами священные тайны мироздания
не выражались ими полностью, но зафиксированы логически и математически
в символике пирамиды. Пирамида - знак вечности и мудрости, а высшая
жреческая мудрость и сводилась к строгому соблюдению божественного
Закона-Логоса, одним из проявлений которого было вечное движение
небесного свода. Воплощенный в числах сверх-звёздный круг был
той стезёй, по которой свершался духовный круговорот - направляемые
жрецами души фараонов и праведных людей, познав добро и зло судьбы
земной, отправлялись по этому пути в незримую Метасферу, чтобы там
обрести жизнь вечную.
Великая Пирамида имеет три, а с учётом поверхности земли - четыре
уровня. Её внутреннее устроение вполне отождествляется с представлениями
древних о душе. Так, гностики подразделяли людей на "иликов" ("или-или"
суть бифуркационный, сугубо земной выбор), земных, почти бездушных;
"психиков" (от "пси" - душа), подвижная душевность которых склонна
к падению или подъёму, и "пневматиков", высшие из которых - пламенные
духом. Сходным образом структурировали душу человеческую в разных
вероучениях, в ней выделяли натуру, свойственную первоэлементам,
- огненную, воздушную, водную, земную. Великая Пирамида представляла
своего рода фильтр для поднимающихся душ, и одним из главных её
предназначений было очищать и направлять духовную энергию в сверхзвёздные
божественные сферы.
О функции "душевного фильтра" косвенно свидетельствует "Книга Творения"
("Сефер Ецира"). В Кабале идея создания Вселенной и Человека по
предвечному Божественному плану выражена графически наиболее чётко
на основе символических знаков древнееврейской азбуки. В Кабале
были наиболее глубоко разработаны 32 этапа Мудрости, в ходе которых
созидается Вселенная. Из пламенного Зародыша Ен-Зоф проистекают
десять Чисел или Сфер (десять свойств Невыразимого Единого), и 22
буквы. 10 Сефирот и 22 буквы кабалистов - это разновидность Плеромы
гностиков. По мысли иудеев, а значит египтян, десять Сефирот - это
десять "фильтров", которые сдерживают и направляют по 22 каналам
божественную энергию, созидающую Макрокосм и Микрокосм и управляющую
Вселенной. В совокупности образуется духовная иерархия Мировой Души,
что нисходит и проявляется в Мире.
По мысли кабалистов, фильтры необходимы для ограничения потока
духовной энергии, которая в своём благом преизбытке может испепелить
материально-вещественный мир. Всё, что есть в духовном истоке, "обращено"
есть и в завершающем устье. Начало смыкается с Концом своими противоположностями.
Таким образом, вся толща пирамид, внутренние камеры и каналы призваны
были фильтровать, разделять и очищать духовные и душевные потоки,
прежде чем направить их под заданными углами в соответствующие созвездия,
за пределами которых в высшей сфере свершался суд богов, и душа
усопшего обретала новую природу на соименной звезде.
В одном из первоначальных центров мировой цивилизации - Месопотамии
- уже за XXVвеков до н.э. шумеры пользовались лунно-солнечным календарём.
Шумеро-аккадская цивилизация исчезла в конце III тысячелетия до
н.э., но её богатое наследство было воспринято и развито новыми
царствами, среди которых возвысились гиганты - Вавилон и Ассирия.
К началу 1-го тысячелетия до н.э. Вавилон стал центром мировой науки.
В далёком Двуречье было много Богов и городов, великих Зиккуратов,
где жрецы служили свои Всевышним и Царям, наблюдали за яркими звёздами.
Зиккураты - месопотамские сооружения огромной высоты, складываемые
из глыб необожённого глиняного кирпича, нагромождённых друг на друга
ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной
верхушке обычно находилось небольшое святилище, посвященное местному
Божеству. К нему вела трёхмаршевая лестница; во время богослужения
по лестнице под хоровое пение и звуки музыкальных инструментов проходила
процессия жрецов в белых одеждах. Крылатые фигуры и образы, украшавшие
стены святилищ и дворцов, заметно отличались от тех, что были в
стране Хапи, но всё-таки достаточно легко найти родственные черты
и тайные знаки.
Современные исследователи называют одним из прототипов библейской
вавилонской башни главный храм Вавилона (напомним, что на вавилонском
языке "баб-илу" означало "врата божьи"), так называемый Зиккурат.
Археологи раскопали фундамент этой пирамиды, известен и её архитектурный
облик, поскольку помимо описаний найдено её изображение на глиняных
табличках. Зиккурат состоял из семи ярусов, высота его равнялась
90 м. Окончательный вид это сооружение обрело лишь в VIвеке до н.э.
в период правления Навуходоносора II. Массивное 7-ступенчатое кирпичное
сооружение с длиной стен по периметру 90 м и высотой 91 м завершала
на верхнем ярусе небольшая площадка-святилище, где обитал бог Мардук
- покровитель Вавилона. Верхняя площадка служила жрецам местом для
наблюдений за звёздным небом. Архитектура Вавилонской Башни воплощала
семь уровней восхождения к высшему Божеству, что совпадает с мистическим
Планом Мироустроения, с разделением Универсума на семь частей.
Зиккураты реально представляли собой древнейшие обсерватории, где
на протяжении многих веков велись наблюдения за светилами, звёздами,
планетами, моментами восходов и закатов, стояний и поворотов, солнечными
и лунными затмениями. Там наблюдали и рассчитывали периоды между
повторяющимися затмениями - циклы Сароса, Нероса, Сотиса, описывали
картины созвездий Зодиака. В исчислениях месопотамские жрецы-астрономы
достигали высочайшей точности: "... вавилоняне зафиксировали длительность
тропического года с ошибкой всего на 25 секунд, их подсчёт звёздного
года был неверен только на две с лишним минуты. Жрецы-наблюдатели
составили каталог звёзд и разделили зодиак на 12 знаков; они разделили
день на 12 часов и ночь 12 часов. Они внесли исправления в воззрениях
на структуру солнечной системы и знали порядок размещения планет.
Они создали солнечные часы, клепсидры (водяные часы), астролябии,
гномоны"*9.
Таким образом, сами факты, говорящие о существовании истинных космогонических
знаний более чем за два тысячелетия до нашей эры, дают нам повод
ещё раз почтить память Джордано Бруно, казнённого духовенством более
чем через 15 веков за попытку пронзить лучом знаний гнилой обскурантизм
католичества.
Жрецы издревна учили, что тьма порождает свет, пространство - время,
покой - движение. Внутри недвижных Пределов Пирамиды возникает круговращение,
и поэтому жрецы соотносили длину Пределов с бегущим временем, и
локоть как мера пространственная ими соизмерялась со временем как
доля круга времени. На соотношениях времени и пространства жрецами
были рассчитаны циклы полных чередований лунных и солнечных затмений
Нероса и Сароса. Как отмечают известные английские, исследователи
именно этим целям - наблюдению, измерению и регистрации основных
астрософийных событий - служил вселенский хронометр - мегалитическая
обсерватория в Стоунхендже*10
("Стоунхендж" в переводе со староанглийского - "каменная изгородь").
Помимо основного циферблата диаметром 87,6 м, выложенного из 56
камней, 4-х дополнительных циферблатов, созданных на отдельных камнях
основного как на осях, внимание привлекает отстоящий от круга и
поставленный наискось мегалит весом 35 т, закопанный в землю на
1,2 м (английский исследователь Джон Обри назвал "Хилстоун" - "Пяточный
камень"). Интересно, что В. И. Даль так определял этимологию слова
"пята": "точка опоры; пятка свода, основанье, где лежит первый камень
наискось". Действительно, сам Хилстоун играл основную роль в мистериях
и его положение - центральное в структуре обсерватории. На восходе
Солнца в день летнего солнцестояния тень от Хилстоуна (в данном
случае выполняющего функцию мужского начала) попадала на центр обсерватории
в полукружие из мегалитов (символ женского начала). Так, по понятиям
друидов, рождалось Время, начинался отсчёт новых периодов. Хилстоун
порождал пространство и время внутри незримого конусного храма,
он был аккумулятором небесной энергии, её преобразователем и передатчиком.
Подобно прожектору, он излучал духовный свет.
Комплекс мегалитических сооружений сложился в три этапа, причём
строительство впервые началось где-то в 1900 г. до н.э. (когда и
был установлен Хилстоун и размечены основные параметры обсерватории);
очевидно, поэтому британские жрецы-друиды одними из первых восприняли
магический культ своих древних учителей. Углублённое исследование
геометрии Стоунхенджа с позиций эзотерики Логоса упомянутыми современными
учёными привело их к сенсационному выводу о том, что структуру и
параметры этого северного святилища-обсерватории могли принести
на британские острова либо египетские миссионеры, либо непосредственно
последние мудрецы погибшей Атлантиды.
Дж. Хокинс высказывается так: "Есть убедительные данные, свидетельствующие
о том, что они (уэссекцы - один из народов Британии) поддерживали
связь с современными им великими цивилизациями минойского Крита,
микенской Греции, египтянами и предками странствующих торговцев-финикийцев.
Археологи, как правило, бывают осторожны и предпочитают не выдумывать
гипотез, однако указания на средиземноморские корни Стоунхенджа
настолько убедительны, что учёные задают себе вопрос, не прибыл
ли какой-нибудь мастер-строитель с этого далёкого ещё догомеровского,
но вечно пурпурного южного моря в вечно зелёный, приятный и отнюдь
не варварский край". Автор даже даёт имя Верховному жрецу друидов,
руководящему строительством второго этапа Стоунхенжда в уже исторические
времена Британии (когда был выстроен ансамбль из 82 мегалитов) и
обладающему неисчерпаемыми источниками мудрости, имя, которое широко
известно в британской мифологии - Мерлин.
Английские исследователи смоделировали следующую картину. Продолжив
линию наклона Хилстоуна до высоты Пирамиды Хеопса, отметив на этой
горизонтальной линии точки наклонов каналов Пирамиды и спроецировав
их на землю, они получили основные размеры обсерватории. По существу,
было спроектировано виртуальное подобие Великой Пирамиды, вершина
которой (магическая точка, излучающая и преобразующая небесную энергию)
вознеслась на высоту 280 локтей (146,6 м). Автор упоминаемой книги
считает, что "опорные камни образовывали фигуру, единственную в
своём роде с исторической, геометрической, ритуальной и астрономической
точек зрения".
Ритуалы фиксации раздельных циклов и периодов времени, спиралями
исходящими от вечного к временному (вспомним библейское выражение
"возвращение на круги своя"), с использованием циферблатов из лунок
и камней и таинственного шеста в семь локтей (возможно, прообраза
канона - библейского измерительного шеста) превратились для британских
жрецов в Стоунхендже в мистерии духовного кругооборота времени.
Пять земных циферблатов показывали жрецам точное небесное время,
и они могли определить, в какой эпохе Вселенского времени они живут,
и сколько времени остаётся до конца, т. е. исчисляли всю меру жизни
для того, чтобы своей жизнью точно соответствовать замыслу Творца,
жить в единении со временем. Жрецы учили, что в эпохальном Круге
есть Начало, Середина и Конец, есть внешние и внутренние Пределы,
подъёмы и спады, есть преобразующие Переходы, где наступает индивидуальная
и всеобщая смерть и снова возрождается жизнь. Каждая эпоха небесного
времени не порывает с прошлым, а возвышает дух времени к магической
виртуальной точке, что витает в небесах над Пирамидой. Исчерпав
отмеренный путь, Вершина должна преобразиться, сформировать завершающие
Пределы и сконцентрировать в новом высшем круге свои лучшие духовные
свойства. Таким образом, для жрецов время не прошло, оно уплотнилось
и возвысилось, влилось в высший круг.
Но... Мировые Часы Стоунхенджа уже тысячи лет стоят. Мудрость друидов
была той пружиной, что приводила их в действие. Возможно, движение
по кругу, вызванное необходимостью точно учитывать время, и стало
причиной магических круговых хождений. Семикратно обходят мекканскую
Каабу паломники, в христианстве существуют семикратные крестные
ходы, ритуальные пляски-хороводы есть во всех культурах. Друидский
шест этимологически присутствует в корнях таких слов как шесть,
шествовать.
Закат эпохи Пирамид и Зиккуратов и сакрализация Божественных
знаний
В древних храмовых сооружениях концентрировалась научная мысль,
и благотворное влияние этих почитаемых духовных центров распространялось
на большие массы людей. Святилища привносили в гражданскую жизнь
строгий порядок, жрецы и маги тщательно оберегали укоренившийся
уклад, ревностно исполняли обряды и ритуалы. Многие астральные открытия,
хронологические и календарные исчисления стали широко известными,
вошли в повседневную жизнь. Вместе с тем обстоятельства внешней
жизни (например, колоссальный ущерб, наносимый разрушительными нашествиями
завоевателей) вынуждали проявлять всё большую заботу о сохранности
и спасении божественных знаний. С середины первого тысячелетия до
нашей эры начинается культ секретности Священных Книг.
Время, непосредственно предшествующее приходу Христа и зарождению
христианства, стало временем ломки древних традиций египтян. Наступление
новой исторической эпохи можно связать со временем разрушения Вавилонской
Башни (в 331 году до н.э. Александр Македонский отвоевал Вавилон
у персов и снёс "чудо света" - Вавилонскую Башню - с лица земли,
намереваясь на этом месте соорудить главное святилище своей империи,
но не успел из-за скоропостижной смерти в 323 году до н.э. в Вавилоне).
Разрушение Вавилонской Башни, самой по себе исполненной мистического
смысла, стало мистическим событием. Мистический смысл ветхозаветной
Вавилонской Башни связан с очень тонкой "теологической материей",
которая выражает божественную премудрость и астральные знания допотопной
эпохи, рассеянные вместе с разрушением города Вавилона и великой
Башни. Сокращение числа посвященных в древние секреты сопровождалось
некоторой утратой эзотерических знаний.
В 47 году до н. э. римский император Юлий Цезарь сжёг египетские
суда, стоявшие в Александрийской гавани; пламя перекинулось на город
и в огне погибла знаменитая Александрийская библиотека, в которой
насчитывалось до 500 тысяч свитков. В 26 году до н. э. император
Август завоевал Египет и превратил его в римскую провинцию.
Если прежние попытки реорганизовать календарную систему жрецов
не удавалось из-за их сопротивления ни царю гиксосов Салитису, вторгавшемуся
в Египет в XVIIвеке до нашей эры, ни собственному правителю-фараону
Птолемею III (II век до н.э.), то в 26 году до нашей эры римскими
завоевателями насильственно был введён календарь, который мы теперь
именуем юлианским, который требовал праздновать наступление Нового
года (праздника богов) не со смещением, т.е. в день восхода Сотис
(Сириуса-Изиды), а каждые четыре года после 5-ти добавочных дней.
Но и усилий Великого Августа по уничтожению "календаря Тота" оказалось
недостаточно, чтобы полностью одолеть жреческую хронологическую
систему. Потребовалось ещё почти полтысячелетия, пока древние традиции
египтян в счёте времени оказались сломленными окончательно. Жрецы
ещё в 138 году нашей эры отпраздновали приход на Землю нового "Года
Бытия".
Окрепшее христианство, провозглашенное в 313 году Миланским эдиктом
Константина Великого официальной религией Римской империи, развернуло
борьбу с язычеством.
Драму гибели духовных сокровищ довершили в 640 году арабские исламисты,
завоевавшие Египет. Легенда гласит, что, узнав о книжных богатствах
храма Сераписа, где ещё хранились около 400 тысяч свитков, халиф
Омар заявил: "Либо в этих книгах написано то, что есть в Коране,
и тогда нам незачем их читать, либо они утверждают то, что противоречит
Корану, и тогда не подобает их читать".
Таким образом, в новую эпоху эзотерические знания, почерпнутые
в доисторическом периоде, стали утрачиваться, скрываться и разделяться
на независимые течения. Однако наследие Протоцивилизации - древний
Логос, что укоренился в религиях откровения во многом благодаря
стараниям шумеро-вавилонских и египетских жрецов, остался неизменным,
несмотря на все последующие религиозные войны и потрясения.
Показательно, что сразу после вавилонских событий в Ветхом Завете
излагается эпоха праотца Авраама, его уход из Месопотамии в землю
Ханаанскую. Библия ничего не сообщает о "звёздной" мудрости Авраама,
хотя места его обитания - города Вавилон, Ур Халдейский, Харран
и другие, где стояли древнейшие святилища-зиккураты, свидетельствуют
о высоком культурном окружении. История прекращения строительства
Вавилонской Башни и смешения языков тоже показывает, что халдейские
представления о движении Луны и Солнца стали известны старейшинам
разных народов.
Библия хотя и умалчивает о познаниях Авраама, но Кабала сообщает,
что Всемогущий Яхве, создав из 32 Букв-Чисел-Звуков Вселенную, поведал
о сокровенных тайнах праотцу Аврааму. В свою очередь, Авраам связал
дух 22 букв и 10 чисел своим языком, и Бог погрузил знаки в воду,
сжёг их на огне и запечатлел на ветру. После этого символы были
распределены по семи планетам и 12 знакам Зодиака, и тайна оказалась
надёжно укрыта от всех смертных.
От целостной системы в человеческом обиходе остались отдельные
фрагменты, знаки, символы, которые в разных местах трактовались
на свой лад. Гармония Логоса стала недоступной. Рассеянное по Земле
знание было потеряно и для Авраама; во всяком случае, Пятикнижие
ничего не сообщает о его небесной премудрости, а Тора утверждает,
что "страждущая душа" не может овладеть духовными ценностями, её
удел - земное благополучие. Спасительную Тайну поведает ученикам
своим небесный посланец, мессия - Христос-Логос, но это произойдёт
в другой эпохе. До того времени божественный Закон будет лишь приоткрываться
мудрецам и пророкам.
Cоздатели новых вероучений и летоисчислений всегда страстно выступали
против старых Богов и прежних традиций. Однако в своих теологиях,
догматах и таинствах учителя и пророки тщательно сохраняли эзотерическое
ядро отвергаемых религий. Так поступил и Моисей. Ниспровергнув в
Исходе египетское многобожие, он полностью заимствовал тайное учение
жрецов Гелиополя и создал на этой основе Тору. "Книга Закона" пропитана
числами. Пятикнижие Моисея прямо не утверждает монотеизм, но из
египетского многобожия создаёт стройную пирамиду новых Богов. Божественную
иерархию в Священном Писании выражают 72 Имени (число соответствует
числу египетских богов).
Так же поступали евангелисты и гностики. Отвергнув иудаизм
и эллинское многобожие, они разработали новозаветное учение, полностью
сохранив в нём логику и арифметику ветхозаветной эзотерии. Отцы
христианской церкви дополнили Священное Писание множеством сказаний
и преданий, и в догмах утвердили Триединство Всевышнего - Бог-Отец,
Бог-Сын, Бог-Дух Святой. По учению гностиков, в непостижимой Плероме
пребывает Единая Триада, творящая сила которой созидает в Метасфере
все божественные сущности, монады, управляющие мирозданием. Логос
уподобился древнеегипетской Вселенской Пирамиде, из которой проистекает
тайная числовая структура.
Месопотамские жрецы нашли выход из трудного положения тем,
что всю числовую систему, на которой зиждется Единое Знание, они
сделали тайной, недоступной для непосвящённых.
Таким образом, именно на этом историческом рубеже между астральной
теологией и астрономической наукой произошёл незримый разрыв.
Эзотерика Логоса стала передаваться только изустно, под угрозой
смерти священную тайну запретили разглашать и записывать. Лишь отдельные
фрагменты раскрываются в символах, знаках, числах. Логос библейского
мифа подсказывает, что после разрушения мистического города Вавилона
каждая конфессия не только создаёт свою теологическую систему, но
начинает утверждать превосходство собственных Богов. Возникают религиозные
разногласия, которые в иудео-христианские времена переросли в открытую
и нескончаемую вражду различных церквей. Думается, все эти аспекты
и фиксирует рубеж, обозначенный крушением Вавилонской башни в Библии.
О древних системах измерений
Вся культовая архитектура мира пользовалась своими священными мерами,
различными по величине, но едиными по своему логическому строю,
ибо меры наделялись сакральным смыслом и выражали мистическую связь
Бога, Вселенной и Человека. Это обнаруживается в пропорциях Пирамид
Египта и доколумбовой Америки, в ступах Индостана и зиккуратах Вавилона,
в крестово-купольных храмах Востока, в базиликах, кирхах, во всей
христианской готике Запада, в минаретах исламских мечетей. Архитектура
религии откровения исповедует духовное возвышение к Высшему Божеству,
к Триедино-Единому.
В современном нам мире нередко вместе с мистикой отбрасываются
и зёрна рациональные. Но, обращаясь к историческим памятникам архитектуры,
сквозь призму линейных мер всё чаще высвечивается общая символика
вселенского пространства и времени. Здесь "работает" эзотерическая
логика: для Святого Писания требуется священная азбука, для строительства
Храма Божьего - божественная мера.
Происхождение мер, по воззрениям древних, - божественное; поэтому
жрецы всех религий применяли их как для явных измерений, так и для
тайных исчислений, которыми выражалось мистическое единство всего
небесного (сквозь "призму""золотого сечения) и земного (через систему
мер, базирующуюся, как на эталоне, на размерах различных частей
человеческого тела).
Во-первых, согласно Закону Божьему повсюду главное, первичное соразмерно
разделяется и возвышается над вещами вторичными. Раздел происходит
в пропорции 11:21=0,52 (напомним, что в соответствии с египетским
соотношением 21 священный локоть равен 11 метрам). Опять же согласно
египетскому канону, полный рост человека объединяет 21 часть, но
первые 11 - высшие, главные. Древняя русская мера - локоть - сохраняет
существенный смысл такого разделения. Когда человек поднимает руку,
локоть находится на уровне темени, когда рука опущена - локоть у
пояса. Локоть как бы отграничивает голову и торс - всё жизненно
самое важное. Мера, равная этой высшей части, носила название аршин.
Пояс - граница, отделяющая высшую духовность от более низкой плоти.
Может быть, поэтому локоть и стал той символической мерой, которая
позволяет в любой форме, в любой фигуре выделить всё самое возвышенное
и существенное. Например, при общей высоте Пирамиды Хеопса в 280
локтей на уровне 280x11/21 = 146 2/3 локтя пролегает вершина Камеры Царя - сердцевина Святилища,
где установлен ковчег-саркофаг.
Во-вторых, сказания о Первочеловеке, олицетворившем единство Макрокосма
и Микрокосма, имелись в религиях откровения во всех очагах цивилизации.
В разных странах и религиях вселенскому Первочеловеку давались разные
имена, однако логико-математические системы его построения по существу
совпадают. В разных религиях ему давались различные имена; наиболее
известные из них - Брама, Пуруша, Адам Кадмон и т.д. (интересна
версия о возможной связи между образами Брахмы и Абрама).Части тела
человека совершенного, т.е. небесного, космического были
взяты как основные меры.
Тело и душу совершенного Человека древняя наука уподобляла "пирамидальности".
В пифагорейском учении такая гармония обозначается числом четыре
(точка - линия - плоскость - тело). Совершенный Человек, кроме внешних
достоинств (вспомним знаменитое высказывание "В здоровом теле -
здоровый дух"), обладает не менее чем четырьмя добродетельными внутренними
качествами - воспитанием, обучением, трудолюбием, мудростью. По
словам Аристотеля, такая личность есть "человек истинно добродетельный
и "безупречно квадратным" (буквально - "четырехугольный по рукам,
ногам и уму"). Четверица выражает высшую меру совершенства
физических и морально-этических качеств индивида, ибо он - "безупречно
пирамидальный умом, душой и телом".
"Человек есть мера всех вещей" - это изречение древнегреческого
философа Протагора в буквальном смысле выражает принцип построения
древних систем измерения длины, ширины и высоты. Такие пропорции
должны в совершенстве отражать вселенский масштаб. Для сравнения:
главными египетскими мерами при планировке территории и построении
Пирамид были локоть, фут и пядь.
Одна из наиболее интересных мер - локоть. Смысл этой меры в разделении
метра на две неодинаковые части таким образом, что одна превосходит
другую в идеале на одну сотую, т.е. при разделении поровну одной
части для доминирования прибавлялась одна сотая часть, отнятая от
другой части. Локоть - мера древняя, от современных стандартов весьма
далёкая. Она выводилась из пропорций "богочеловека" и в разных странах
несколько отличалась. Если сравнить один локоть с метром, то оказывается,
что в Вавилоне "царский локоть" составлял почти 0,555 м, а "народный"
- 0,45 м, в Сирии - 0,37 м, в Риме - 0,4434 м. На Руси локоть составлял
около 0,51 м до XIII века, с XIV по XV век он был точно 0,51 м,
в XV-XVII веках - 0,48 м, а в XVIII веке выходит из употребления.
В народной эзотерике "локоть" был обыгран в другом, не менее важном
в древней Руси, понятии - толоке. Важность превалирования
понятия длины можно усмотреть даже в народном прозвище Великого
князя - "Долгорукий".
Золотые пропорции и меры человеческого масштаба стали важными элементами
в зодчестве христиан. До татаро-монгольского нашествия на Руси применялись
"косая" и "маховая" сажени, которые воплощали принцип "человеческого
масштаба" и "золотого сечения". В основу храмовых строений зодчие
закладывали так называемые чертежи-вавилоны, позволяющие воспроизводить
нужные пропорции без сложных геометрических расчетов и построений,
применяя для измерений сажени, аршины или локти.
"Вавилон" - символический "краеугольный камень", незримый знак
единства христианских церквей. Вместе с тем, это своеобразный чертеж,
тайный план и основная мера здания, служившая для практических целей.
Академик Б. А. Рыбаков, отдавший изучению старинных мер и "вавилонов"
Древней Руси много времени, говорил о свойствах этого инструмента
и значении сакрального знака: "Зная свойства "вавилона", можно было
быстро, не производя ни расчетов, ни геометрических построений,
сразу же разделить локоть в отношении "золотого сечения", найти
фигуры, равновеликие квадратному локтю, дать несколько пропорциональных
рядов, дать графическое изображение ряда иррациональных величин:
*11
К универсальным символам, что выражали единство Макрокосма и Микрокосма,
и вместе с тем были распространены в быту и делах строительных,
следует отнести другие интереснейшие меры: русскую косую и маховую
сажени.
Первое упоминание о сажени встречается уже в летописи Нестора и
относится к 1017 году. До этого на Руси применялась греческая "оргия",
сотая часть олимпийского стадия. Напомним, что Пифагор (6 век до
нашей эры), разработавший греческую систему мер, много лет обучался
в Египте, где был посвящён жрецами в тайны Мироздания. Вскоре "оргию"
вытеснила русская сажень. Нельзя исключать, что система мер, сочетавшаяся
из двух саженей, это не заимствование, а изобретение древнерусских
зодчих.
Основной мерой считалась сажень косая - "от пяты левой ноги до
конца пальцев поднятой вверх правой руки" (высота 210-216 см). В
системе Таро эта поза абсолютно соответствует фигуре МАГА, представляющей
1 Аркан.
Обычно корень "кос" подводят к словам "косо", "наискось", что соответствует
форме построения этой сажени. Однако смысл корня гораздо богаче
и восходит к представлениям о "космосе". "Икосаэдр" - планетарное
платоновское тело, у христиан - "триокосой крест", - эти и другие
термины подразумевают единство Макрокосма и Микрокосма. На высшие
пределы указывает и максимальный, размер - "мах". Сажень маховая
- это расстояние между разведенными в разные стороны руками взрослого
человека, что соответствует его росту (от 152 до 176 см). В Греции
и Египте такой мерой была "оргия". Подобно своим древнейшим аналогам,
на Руси сажени подразделялись на доли - аршин, локоть, пядь, вершок,
шаг, стопа и др. Составная часть сажени - это аршин. На практике
он определялся как размер человека от его "макушки" почти до "пояса".
Этимология ар подразумевает высшую, лучшую часть, которая и была
принята за самостоятельную единицу. "Аршин не солжет!" - гласит
русская присказка. Арифметически "аршин" представляет собой меньший
отрезок "золотого сечения".
Таким образом, система мер человеческих произошла от египетского
и вавилонского канонов, но время возникновения такого метода коренится
в недрах доистории. Выдающийся римский архитектор Витрувий Поллион,
живший во второй половине первого века до нашей эры, в трактате
об архитектуре просуммировал античные идеи гармонии и красоты в
строительном искусстве. "Если природа сложила человеческое тело
так, что члены по своим пропорциям соответствуют внешнему его очертанию,
то древние были, очевидно, вполне правы, установив, что при постройках
зданий отдельные их члены должны находиться в точной соразмерности
с общим видом всей фигуры. Поэтому, передав нам во всех своих произведениях
надлежащие правила их построения, они сделали это в особенности
для храмов Богов, так как и достоинства и недостатки этих зданий
обычно остаются навеки"
Несмотря на все нескончаемые исторические катаклизмы в регионах-колыбелях
древнейших знаний о мироустройстве, геометрия жрецов, сочетавшая
квадратуру круга и золотое сечение с астральной символикой,
позже не была утрачена. Символика тайных чисел и пропорций получила
в мире широкое распространение, когда развернулось строительство
православных и католических храмов.
|