Понятие о числах, т.е. о количестве единиц одного и
того же предмета или явления, мы встречаем у всех народов на ранних
ступенях жизни. Первобытный человек и, ребенок приходят к понятию
о числах эмпирически, выдвигая вперед объекты, подлежащие счислению.
Счет ведется ими по пальцам, и представление о первых десяти единицах
«является древнейшим приобретением человеческого ума. С развитием
умственных способностей конкретные представления чисел превращаются
в понятия: человек воспринимает число отдельно от предмета, появляются
числовая техника и числовые системы.
Самые отдаленные памятники еврейской истории, которые
дошли до нас, застают евреев на той ступени развития, когда они уже
были знакомы с определенной системой и определенной техникой очисления.
Десятеричная система легла в основе их счета, и, комбинируя
простые единицы с десятком, они получили словесные обозначения
для чисел от 1 до 99; они имели также отдельные обозначения для сотни,
тысячи и десятка тысяч. Обозначения для миллиона и миллиарда были
неизвестны не только древним евреям, но и всем народам древности и
средневековья. Числа от I до 10 в древнееврейском
языке являются именами прилагательными, с особыми формами для мужского
и женского рода; остается непонятным, почему родовые окончания имен
числительных прямо противоположны родовым окончаниям имен существительных
и прилагательных. Число 20 называется двойной десяткой, а все остальные
десятки образованы прибавлением окончания множественного числа к единицам.
В библейских
книгах нет особых законов для чисел; они выражаются словами; лишь
в талмудическое время стали отмечать числа отдельными
буквами. Предположение Луццатто /в его комментарии к Иезек.
1:1/, что и в библейскую эпоху были знакомы с буквенными изображениями
чисел, и таковое же предположение других исследователей на основании
Исаии, 10,19, недостаточно мотивированы. Напротив того, документы
Элефантины, относящихся к 5 веку до Р.Хр. обнаружена цифровая система
путем полос и других знаков /для 5, 10, 20 и т.д./ имеющая много общего с
латинской.
Ум древнего человека не относится как к случайности ни к одному явлению,
и тем более привлекали его внимание явления, постоянно повторяющиеся,
Поэтому числа, связанные с некоторыми постоянными явлениями, приобрели
для него особый, таинственный смысл. Числовая мистика была особенно
развита у вавилонян и египтян, от них она перешла
к грекам и у Пифагора получила форму определенной философской системы.
Библия не знает этай
мистики, хотя по значению, придававшемуся некоторым числам
можно с положительностью утверждать, что она сохранила следы отживших
верований. Факты остались, хотя исчезли верования, легшие в основу
их.
Особенно важным значением пользовалось
число 7, которое играло большую роль астральной системе вавилонян.
Древние семиты, клялись этим числом, и вот
почему не только у евреев, но и у
ассирийцев, арабов,
арамейцев, эфиопов и др. из этого слова образовались
слова для обозначения присяги.
Ясный намек на такое значение числа 7 имеется в Быт,21,28-31. Поэтому
в Библии это число встречается
в связи с клятвенными удостоверениями. Астральная
теория, усматривающая происхождение святости числа 7 в зависимости
семи таинств, почитавшихся вавилонянам, не может быть, впрочем, обобщена,
так как рядом с ней существует другая, вытекающая из культа луны у
многих семитов; семь дней недели соответствуют делениям лунного месяца
на. 4 периода по 4 лунным фазам. 7 дней для праздников Кущей и Пасхи
объясняются тем, что эти праздники должны продолжаться полную неделю;
трудно установить, связан ли семинедельный промежуток между Пасхой
и Пятидесятницей со святостью числа 7.
Число 7 выступает также в семилетнем периоде «шемиты» и пятидесятилетнем
периоде семи шемит, в юбилее, хотя здесь, как и в других местах, не
выдвигается религиозное значение числа 7. Подсвечник в храме имел
7 светильников; 7 быков и 7 овец приносились в жертву в праздничные
дни. Число 7 стало употребляться в Библии в смысле слова «часто».
Бог наказывает евреев в семь раз больше, чем заслужены их грехи. «Семикратно
в день славит Господа» благочестивый. Семь раз падает и поднимается
праведный /Притчи, 24,16/. Благодаря. такому частому употреблению,
7 стало выражать идею высшего подъема, полноты и силы: свет солнца усилится в 7 раз по пришествии Мессии; печь для трех отроков
была накалена в 7 раз сильнее обыкновенного /Дан.3,19/.
Из чисел, кратных 7, чаще всего
встречается 70. Такова, например, была численность евреев, прибывших
в Египет с Иаковом /Исх.,1,5/. Позднее из стольких же членов состоял
синедрион. 70 лет – наиболее желательная продолжительность жизни для
человека /Пс.,90,10/; и это же число стало наиболее употребительным
круглым числом для лиц и вещей /Исх. ,15,27; Суд.,1,7/. Отметим,
наконец, половину семи в 3,5 периодах Времени у Даниила /7.,25; 12,7/.
Следующее место за числом 7, по значению
в Библии, занимает число .3, Критике не удалось установить, что послужило
исторически исходным пунктом для сильного выдвигания этого числа; многие останавливаются на роли числа
3 в вавилонском представлении о мире, состоящем из трех частей, неба,
земли и преисподней /Исх,20,4; Второз., 33,13/. Идея исчерпывающего
значения числа 3 лежит в ежегодных троекратных паломничествах всех
мужчин в храм, троекратной молитве в течение дня, в. трехдневных,
трехмесячных или трехгодичных сроках для совершения какого-либо акта;
в троекратных поклонах, трех священнических благословениях; сюда
же относится часто упоминаемый обычай нападать на врагов с трех сторон.
Такой же характер имеют числа, кратные трёх, особенно 30. Последнее
число является определением значительного числа людей, выражением
более продолжительного срока для совершения какого-либо деяния, как
например, тридцатидневный траур по Аароне и Моисее /Чис., 20, 29;
Втор., 34,8/, обозначением фиксированной оценки раба
/30 сиклей; Исх., 21,32/.
Число 4, указывающее, прежде всего, на 4 стороны света, выступает повсюду,
где говорится о движении во все стороны; 4-.притока райской реки,
4 рога, символизирующие врагов Израиля и 4 пильщика, усмиряющие этих
врагов, 4-колесницы, означающие 4 небесных ангелов; сюда же относятся
4 духа с 4 лицами, и 4 крылами у каждого, как образ
повсюду проявляющегося Божественного Промысла, а также и 4 тяжкие
казни как символ полного всестороннего суда Божия. Из чисел, кратных четырем, важную роль играет
число 40. Сорокалетний возраст дается как возраст для женитьбы, для
вступления в должность. Сорокалетие, как средняя продолжительность
одного поколения является вообще средним периодом всякой исторической
эпохи; 40-летнее странствование по пустыне, 40-летняя продолжительность
пребывания у власти судей, израильских царей. Сюда же относятся числа
80, 20 и троекратное 40, как продолжительность, жизни выдающихся лиц.
Не менее употребительно число 40 для обозначения небольшого промежутка
времени /Быт.,7,4; 60,3;/; 40 дней и ночей пребывания Моисея на горе
Синае; 40 ударов, как высшая степень наказания, не лишающая наказуемого
его чести.
Название первого десятка, как основы десятичной системы, естественно, должно
было получить частое применение: 10 заповедей, 10 золотых подсвечников
и столов, 10 дней испытания, 10 как
исключительная мера вознаграждения, десятина как священный налог /Быт.28,22
и др./. Степени десяти - сто, тысяча, десять и сто тысяч часто встречаются
как круглые Числа. Дальнейшая степень 10 /тысяча тысяч/:
встречается, в гиперболических благословениях /Быт.24,60/, в количестве
воинов в армии, колесниц Божиих, существ у трона Его /Дан.7,10/. Значение 10 в десятичной системе счисления ясно
выступает в Библии.
Число 12 пользовалось
преимущественным значением у всех народов, как состоящее из многих
делителей, и представляющее поэтому удобное групповое табло. По Библии
нельзя установить связь этого Числа с 12-тъю месяцами года, зато ясно
выступает связь, этого Ч. С числом 12 израильских колен: «12 столбов по Числу 12 колен»
в Исх. 24,4; "число камней по именам сынов израилевых" на
нагруднике первосвященника. Число хлебов предложения участников переписи
/Числ. 1,44/.
.'/ 1
Как важно ни было бы значение некоторых Чисел в Библии,
нигде в ней, однако, число, само по себе взятое, не имеет символической
силы: значение придается сосчитываемым предметам, но не самому числу.
Напротив того, языческий мир видел в самих Числах действие таинственных
сил или известных принципов. Из этого представления о Числах выработалась
у вавилонян астрология,
к которой осталось совершенно глухо библейское иудейство, тогда как
Пифагор сделал из Числовой мистики целую философскую систему. Число
и мера стали для него этическими истинами. В последние века до христианской
эры весь языческий Восток находился под влиянием этих своеобразных
представлений. Вавилонские, персидские /см. Авеста/, египетские и
греческие пифагорейцы оказали свое влияние и на современных им евреев.
Филон весь находился во власти пифагорейской числовой мистики, которую
он .хотел перенести и в иудаизм. /см. ст. Филон/ Осязательнее выступает
она в апокрифической литературе. В Кн. Юбилеев вся истории человечества
и особенно история Израиля разделена на
периоды, в которых 7 лет представляют одну неделю, а 7x7 таких недель,
т.е. юбилейная эпоха, образуют хронологическую единицу счета /1,29/.
Рядом с 7, большую роль в этой книге играет число 22.
Сотворение мира распадается на 22 акта. От Адама до Якова насчитывается
22 патриарха, т.е. родовых представителя. Оба числа находятся в таинственном
отношении друг к другу. Символическое значение имеет число 6: тщетно
искал себе Адам спутницу среди всех живых созданий, и лишь на 6-й
день ' Бог создал ему из его ребра супругу. Адам
провел в Эдеме 7 лет. В IV кн. Эзры 7
видов кар обрушатся на нечестивцев, 7 видений имел Эзра. На том месте,
где сходятся небо и земля, Энох видел 7 звезд, которые провели в заключений
10 тысяч лет /Энох ХVIII,13–15/; Семь архангелов образуют
Божию свиту.
Во второй части своей книги автор оперирует с громадными
Числами: тысячами тысяч и десятками тысяч тысяч.
В третий части книги, где большую роль играют астрономические
явления, повторяются Числа 6 и 12, имеющие отношения к 12 месяцам:
6 ворот на небе, 12 окон у восточных ворот; день разделен на 12 часов,
12 ветров живут на небе.
В 4-й и 5-й частях книги выступают символические Числа
– 4 и 10. Те же Числа фигурируют и в апокалипсисе Баруха: 7 дней постился
Барух, оплакивая падение Иерусалима, на 7-й день он имел божественное
видение, после которого ему поведено было поститься еще 7 дней. Числа
3,4 и 12 так же, как и в предыдущем апокрифе.
Благодаря Мишны и Талмуду, некоторые. Числа получили
значение в религиозной и правовой жизни евреев. Если Талмуд отчасти,
воспринял и числовую символику, то во всяком случае, он оперирует
теми же Числами, что и Библия. Так, трое взрослых мужчин образуют
минимальную общину для общей молитвы; затрапезная молитва читается
громко при трех участниках; судебное учреждение для гражданских дел должно
состоять из трех членов; трёхлетнее владение недвижимостью давало
право собственности; на трех основах стоит мир. Талмуд говорит о трех
лицах, связанных общей любовью; о трех лицах, свободных от адской
кары, и т.д.
Символическое значение числа 3 основано на том, что
оно первое нечетное после единицы. Под влиянием парсизма, любимыми Числами стали нечетные. Число
4 сохранило, однако, свое значение и в талмудической литературе:
4 постановления о субботнем отдыхе, о жертвенном культе, 4 рода клятв;
4 отрывка из Пятикнижия помещаются в филактериях; 4 бокала вина выпиваются
в пасхальной затрапезной вечере и др.
Дальнейшее
символическое развитие получило в Мишне и Талмуде число 7. Траур по
покойнику установлен был в 7 дней. В седьмой день празднику
Кущёй алтарь 7 раз
торжественно покрывался 4-я родами плодов растений и др. Для всего
человечества установлено 7 заповедей; кроме 613 библейских заповедей
для евреев обязательны еще 7 по побиблейских. Древняя Галаха
придерживалась 7 правил при интерпретации Библии. Соответственно
высокому символическому значению этого числа, оно прилагалось к многим
предметам. Существует 7 небесных сфер и столько же отделов в аду;
дурные склонности в человеке имеют 7 названий.
Велико также
значение числа 10 /15/ в религиозной
жизни и в дидактических изречениях; Мишны и Талмуда.
Число 13 получило особенное значение, ибо мужчины
становятся совершеннолетними в религиозном смысле к 13-летнем возрасту.
Талмуд признает за Богом 13 атрибутов; по р. Исламу существуют 13
правил интерпретации. Придается также особое значение числу 39:
39 / в Мишне 40–1/ видов работы запрещены в субботу, 39 ударов
бичом установлены за разные прегрешения.
Какое значение
придается Числам в Талмуде, видно еще из того, что с числовым значением
некоторых слов связываются определенные представления. Числовая мистика
была изложена в отдельной книге, где теория Чисел имеет некоторые
следы философской мысли. Особенно важное значение приобретает здесь
число 3, соответственно 3 буквы еврейского языка, символизирующие
огонь, воду и солнце; далее, числу 7, соответственно числу букв в
мнемоническом слове, имеющем двоякое произношение по палестинскому диалекту;
затем Числа 10, 22 и 32.
Число 10
выражает качество, а 22 – количество. 10 символизировало 10 сфер,
значение которых с течением времени приобретало все более мистический
характер. Различные комбинации Числа образуют тайну бытия
и мирового процесса, тайну Божественного промысла, а также всех религиозных
и этических принципов. Число перестает быть атрибутом объектов, становится
самой сущностью, объекты же приобретают второстепенное значение. И
всегда при этом повторяются главнейшие из Чисел – 3, 7 и 10. Три –
первое число, преодолевшее дуализм вещей. Семь – символ дисгармонии,
ибо оно не делится и не содержится ни в одном из всех прочих Чисел
первого десятка и этим оно от них отличается; оно «непроизводительно»
и изолировано. Десять, напротив, уничтожает дисгармонию и является
синтезом в сфере идей; оно представляет комбинацию начала с конечным
единичным числом и само образует начало десятков, т.е. завершая процесс,
оно возвращается к исходному пункту; оно есть символ абсолютного единства.
В
то время как мотазилитическая религиозная философия предпочитает число 3 и
установила 3 божественных атрибута, каббалистический пантеизм выдвигает
на первый план число 10. Бог имеет 10 атрибутов, образующих излияние
его сущности, эманация его силы и имеющих с ним и в нем абсолютное
единство.
Особое значение получает 26, сумма 4 букв,
образующих имя Ягве (10+5+6+5). Числовую
мистику развил Авраам ибнъ Эзра в его «Иесод Мора». Каббала переняла
и дальше развил эту мистику. Кроме Числа 3, в Кабале играют роль 7,
10 (Сефирот), 26, 231, 314 (числовое значение слов 12 и 42), числовое
значение других двух имен Божьих; и хотя каббалисты не знали значения
этих имен, они все же положили их в основу своих мистических толкований.
Позднейшая Каббала придала числовое значение также знакам вокализации;
складывая вместе значения букв в именах
и знаках Бога, она получила таким образом различные группировки. Так
как имя Ягве в масоре не вокализировалось, то Каббала придавала ему
попеременно разные знаки. Такую же числовую игру каббалисты вели с
именами ангелов. Позднейшие каббалисты вели такую же игру с разными библейскими словами, сопоставляя те
из них, которые имеют одинаковое числовое
значение, и делая из этого своеобразные заключения. Эта игра
словами и Числами перешла в проповеди и сделала их бессодержательными.
В новое время числовая мистика в иудаизме,
по-видимому, исчезла; следы ее остались в литургии сефардов и хасидов.
(Выписка из еврейской 16-томной энциклопедии,
изданной в начале XX века.
Прислана неизвестным раввином)