ProtoS7.ru

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

Выписка из еврейской 16-томной энциклопедии, изданной в начале XX века.
Прислана неизвестным раввином.

Ч И С Л А

Понятие о числах, т.е. о количестве единиц одного и того же предмета или явления, мы встречаем у всех народов на ранних ступенях жизни. Первобытный человек и, ребенок приходят к понятию о числах эмпирически, выдвигая вперед объекты, подлежащие счислению. Счет ведется ими по пальцам, и представление о первых десяти единицах «является древнейшим приобретением человеческого ума. С развитием умственных способностей конкретные представления чисел превращаются в понятия: человек воспринимает число отдельно от предмета, появляются числовая техника и числовые системы.

Самые отдаленные памят­ники еврейской истории, которые дошли до нас, застают евреев на той ступени развития, когда они уже были знакомы с опре­деленной системой и определенной техникой очисления. Десятеричная система легла в основе их счета, и, комбинируя  прос­тые единицы с десятком, они получили словесные обозначения для чисел от 1 до 99; они имели также отдельные обозначения для сотни, тысячи и десятка тысяч. Обозначения для миллиона и миллиарда были неизвестны не только древним евреям, но и всем народам древности и средневековья. Числа от I до 10  в древнееврейском языке являются именами прилагательными, с особыми формами для мужского и женского рода; остается непо­нятным, почему родовые окончания имен числительных прямо про­тивоположны родовым окончаниям имен существительных и прила­гательных. Число 20 называется двойной десяткой, а все осталь­ные десятки образованы прибавлением окончания множественного числа к единицам.

 В библейских книгах нет особых законов для чисел; они выражаются словами; лишь в талмудическое время стали отмечать числа отдельными буквами. Предположение Луццатто /в его комментарии к Иезек. 1:1/, что и в библейскую эпоху были знакомы с буквенными изображениями чисел, и тако­вое же предположение других исследователей на основании Исаии, 10,19, недостаточно мотивированы. Напротив того, доку­менты Элефантины, относящихся к 5 веку до Р.Хр. обнаружена цифровая система путем полос и других знаков  /для 5, 10, 20 и т.д./ имеющая много общего с латинской.

Ум древнего человека не относится как к случайности ни к одному явлению, и тем более привлекали его внимание явления, постоянно повторяющиеся, Поэтому числа, связанные с некоторыми постоянными явлениями, приобрели для него особый, таинственный смысл. Числовая мистика была особенно  развита у вавилонян и египтян, от них она перешла к грекам и у Пифагора получила форму определенной философской системы. Библия  не знает этай мистики, хотя по значению, придававшемуся некоторым числам можно с положительностью утверждать, что она сохранила следы отживших верований. Факты остались, хотя исчезли ве­рования, легшие в основу их.

Особенно важным  значением пользовалось число 7, которое играло большую роль астральной сис­теме вавилонян. Древние семиты, клялись этим числом, и  вот почему не только у евреев, но и у ассирийцев, арабов, арамейцев, эфиопов и др. из этого слова образовались слова  для обозначения присяги. Ясный намек на такое значение числа 7 имеется в Быт,21,28-31. Поэтому в Библии это число  встречается в  связи с клятвенными удостоверениями. Астральная теория, усматривающая происхождение святости числа 7 в зависимости семи таинств, почитавшихся вавилонянам, не может быть, впрочем, обобщена, так как рядом с ней существует другая, вытекающая из культа луны у многих семитов; семь дней недели соответствуют делениям лунного месяца на. 4 периода по 4 лунным фазам. 7 дней для праздников Кущей и Пасхи объясняются тем, что эти праздники должны продолжаться полную неделю; трудно установить, связан ли семинедельный промежуток между Пасхой и Пятидесятницей со святостью числа 7.

Число 7 выступает также в семилетнем периоде «шемиты» и пятидесятилетнем периоде семи шемит, в юбилее, хотя здесь, как и в других местах, не выдвигается религиозное значение числа 7. Подсвечник в храме имел 7 светильников; 7 быков и 7 овец приносились в жертву в праздничные дни. Число 7 стало употребляться в Библии в смысле слова «часто». Бог наказывает евреев в семь раз больше, чем заслужены их грехи. «Семикратно в день славит Господа» благочестивый. Семь раз падает и поднимается праведный /Притчи, 24,16/. Благодаря. такому частому употреблению, 7 стало выражать идею высшего подъема, полноты  и силы: свет солнца усилится в 7  раз по пришествии Мессии; печь для трех отроков была накалена в 7 раз сильнее обыкновенного /Дан.3,19/.

 Из чисел, кратных 7, чаще всего встречается 70. Такова, например, была численность евреев, прибывших в Египет с Иаковом /Исх.,1,5/. Позднее из стольких же членов состоял синедрион. 70 лет – наиболее желательная продолжительность жизни для человека /Пс.,90,10/; и это же число стало наиболее употребительным круглым числом для лиц и вещей /Исх. ,15,27; Суд.,1,7/.  Отметим, наконец, половину семи в 3,5 периодах Времени у Даниила /7.,25; 12,7/.

Следующее место за числом 7, по значению в Библии, занимает число .3, Критике не удалось установить, что послужило исторически исходным пунктом для сильного выдвигания этого  числа; многие останавливаются на роли числа 3 в вавилонском представлении о мире, состоящем из трех частей, неба, зем­ли и преисподней /Исх,20,4; Второз., 33,13/. Идея исчерпывающего значения числа 3 лежит в ежегодных троекратных паломничествах всех мужчин в храм, троекратной молитве в те­чение дня, в. трехдневных, трехмесячных или трехгодичных сроках для совершения какого-либо акта; в троекратных покло­нах, трех священнических благословениях; сюда же относится часто упоминаемый обычай нападать на врагов с трех сторон. Такой же характер имеют числа, кратные трёх, особенно 30. Последнее число является определением значительного числа людей, выражением более продолжительного срока для совершения какого-либо деяния, как например, тридцатидневный траур по Аароне и Моисее /Чис., 20, 29; Втор., 34,8/, обозначением фиксированной оценки раба  /30 сиклей; Исх., 21,32/.

Число 4, указывающее, прежде всего, на 4 стороны света, выступает повсюду, где говорится о движении во все стороны; 4-.притока райской реки, 4 рога, символизирующие врагов Израиля и 4 пильщика, усмиря­ющие этих врагов, 4-колесницы, означающие 4 небесных ангелов; сюда же относятся 4  духа с 4 лицами, и 4 крылами у каждого, как образ повсюду проявляющегося Божественного Промысла, а также и 4 тяжкие казни как символ полного всестороннего суда Божия.  Из чисел, кратных четырем, важную роль играет число 40. Сорокалетний возраст дается как возраст для женитьбы, для вступления в должность. Сорокалетие, как средняя продолжительность одного поколения является вообще средним периодом всякой исторической эпохи; 40-летнее странствование по пустыне, 40-летняя продолжительность пребывания у власти судей, израильских царей. Сюда же относятся числа 80, 20 и троекратное 40, как продолжительность, жизни выдающихся лиц. Не менее употребительно число 40 для обозначения небольшого промежутка вре­мени /Быт.,7,4; 60,3;/; 40 дней и ночей пребывания Моисея на  горе Синае; 40 ударов, как высшая степень наказания, не лишающая наказуемого его чести.

Название первого десятка, как основы десятичной системы, естественно, должно было получить частое применение: 10 за­поведей, 10 золотых подсвечников и столов, 10 дней испытания, 10  как исключительная мера вознаграждения, десятина как священный налог /Быт.28,22 и др./. Степени десяти - сто, тысяча, десять и сто тысяч часто встречаются как круглые Числа.  Дальнейшая степень 10 /тысяча тысяч/: встречается, в гиперболических благословениях /Быт.24,60/, в коли­честве воинов в армии, колесниц Божиих, существ у трона Его /Дан.7,10/.  Значение 10 в десятичной системе счисления ясно выступает в Библии.

 Число 12 пользовалось преимущественным значением у всех народов, как состоящее из многих делителей, и представляющее поэтому удобное групповое табло. По Библии нельзя установить связь этого Числа с 12-тъю месяцами года, зато ясно выступает связь, этого Ч. С числом 12  израильских колен: «12 столбов по Числу 12 колен» в Исх. 24,4; "число камней по именам сынов израилевых" на нагруднике первосвященника. Число хлебов предложения участников переписи /Числ. 1,44/.                                                                 .'/ 1

Как важно ни было бы значение некоторых Чисел в Библии, нигде в ней, однако, число, само по себе взятое, не имеет символической силы: значение придается сосчитываемым предметам, но не самому числу. Напротив того, языческий мир видел в самих Числах действие таинственных сил или известных принципов. Из этого представления о Числах выработалась у вавилонян астрология, к которой осталось совершенно глухо библейское иудейство, тогда как Пифагор сделал из Числовой мистики целую философскую систему. Число и мера стали для него этическими истинами. В последние века до христианской эры весь языческий Восток находился под влиянием этих своеобраз­ных представлений. Вавилонские, персидские /см. Авеста/, египетские и греческие пифагорейцы оказали свое влияние и на современных им евреев. Филон весь находился во власти пифагорейской числовой мистики, которую он .хотел перенести и в иудаизм. /см. ст. Филон/ Осязательнее выступает она в апокрифической литературе. В Кн. Юбилеев вся истории человечества и особенно история Израиля разделена  на периоды, в которых 7 лет представляют одну неделю, а 7x7 таких недель, т.е. юбилейная эпоха, образуют хронологическую единицу счета /1,29/.

Рядом с 7, большую роль в этой книге играет число 22. Сотворение мира распадается на 22 акта. От Адама до Якова насчитывается 22 патриарха, т.е. родовых представителя. Оба числа находятся в таинственном отношении друг к другу. Символическое значение имеет число 6: тщетно искал себе Адам спутницу среди всех живых созданий, и лишь на 6-й день   ' Бог создал ему из его ребра супругу. Адам провел в Эдеме 7 лет. В IV кн. Эзры 7 видов кар обрушатся на нечестивцев, 7 видений имел Эзра. На том месте, где сходятся небо и земля, Энох видел 7 звезд, которые провели в заключений 10 тысяч лет /Энох ХVIII,13–15/; Семь архангелов образуют Божию свиту.

Во вто­рой части своей книги автор оперирует с громадными Числами: тысячами тысяч и десятками тысяч тысяч.

В третий части книги, где большую роль играют астрономические явления, повторяются Числа 6 и 12, имеющие отношения к 12 месяцам: 6 ворот на небе, 12 окон у восточных ворот; день разделен на 12 часов, 12 ветров живут на небе.

В 4-й и 5-й частях книги выступают символические Числа – 4 и 10. Те же Числа фигурируют и в апокалипсисе Баруха: 7 дней постился Барух, оплакивая падение Иерусалима, на 7-й день он имел божественное видение, после которого ему поведено было поститься еще 7 дней. Числа  3,4 и 12 так же, как и в предыдущем апокрифе.

Благодаря Мишны и Талмуду, некоторые. Числа получили значение в религиозной и правовой жизни евреев. Если Талмуд отчасти, воспринял и числовую символику, то во всяком случае, он оперирует теми же Числами, что и Библия. Так, трое взрослых мужчин образуют минимальную общину для общей молитвы; затрапезная молитва читается громко при трех участниках;  судебное учреждение для гражданских дел должно состоять из трех членов; трёхлетнее владение недвижимостью давало право собственности; на трех основах стоит мир. Талмуд говорит о трех лицах, связанных общей любовью; о трех лицах, свободных от адской кары, и т.д.

Символическое значение числа 3 основано на том, что оно первое нечетное после единицы. Под влиянием парсизма, любимыми Числами стали нечетные. Число 4 сохра­нило, однако, свое значение и в талмудической литературе: 4 постановления о субботнем отдыхе, о жертвенном культе, 4 рода клятв; 4 отрывка из Пятикнижия помещаются в филактериях; 4 бокала вина выпиваются в пасхальной затрапезной вечере и др.

Дальнейшее символическое развитие получило в Мишне и Талмуде число 7. Траур по покойнику  установлен был в 7 дней. В седьмой день празднику Кущёй алтарь 7 раз торжественно покрывался 4-я родами плодов растений и др. Для всего человечества установлено 7 заповедей; кроме 613 библейских заповедей для евреев обязательны еще 7 по побиблейских. Древняя Галаха  придерживалась 7 правил при интерпретации Библии. Соответственно высокому символическому значению этого числа, оно прилагалось к многим предметам. Существует 7 небесных сфер и столько же отделов в аду; дурные склонности в человеке имеют 7 названий.

Велико также значение числа 10 /15/  в религиозной жизни и в дидактических изречениях; Мишны и Талмуда.

 Число 13 получило особенное значение, ибо мужчины становятся совершеннолетними в религиозном смысле к 13-летнем возрасту. Талмуд признает за Богом 13 атрибутов; по р. Исламу существуют 13 правил интерпретации. Придается также особое значение числу 39:  39 / в Мишне 40–1/ видов работы запрещены в субботу, 39 ударов бичом установлены за разные прегрешения.

Какое значение придается Числам в Талмуде, видно еще из того, что с числовым значением некоторых слов связываются определенные представления. Числовая мистика была изложена в отдельной книге, где теория Чисел имеет некоторые следы философской мысли. Особенно важное значение приобретает здесь число 3, соответственно 3 буквы еврейского языка, символизирующие огонь, воду и солнце; далее, числу 7, соответственно числу букв в мнемоническом слове, имеющем  двоякое произношение по палестинскому диалекту; затем Числа 10, 22 и 32.

Число 10 выражает качество, а 22 – количество. 10 символизировало 10 сфер, значение которых с течением времени приобретало все более мистический характер.  Различные комбинации Числа образуют тайну бытия и мирового процесса, тайну Божественного промысла, а также всех религиозных и этических принципов. Число перестает быть атрибутом объектов, становится самой сущностью, объекты же приобретают второстепенное значение. И всегда при этом повторяются главнейшие из Чисел – 3, 7 и 10. Три – первое число, преодолевшее дуализм вещей. Семь – символ дисгармонии, ибо оно не делится и не содержится ни в одном из всех прочих Чисел первого десятка и этим оно от них отличается; оно «непроизводительно» и изолировано. Десять, напротив, уничтожает дисгармонию и является синтезом в сфере идей; оно представляет комбинацию начала с конечным единичным числом и само образует начало десятков, т.е. завершая процесс, оно возвращается к исходному пункту; оно есть символ абсолютного единства.

  В то время как мотазилитическая  религиозная философия предпочитает число 3 и установила 3 божественных атрибута, каббалистический пантеизм выдвигает на первый план число 10. Бог имеет 10 атрибутов, образующих излияние его сущности, эманация его силы и имеющих с ним и в нем абсолютное единство.

Особое значение получает 26, сумма 4 букв, образующих имя Ягве (10+5+6+5).  Числовую мистику развил Авраам ибнъ Эзра в его «Иесод Мора». Каббала переняла и дальше развил эту мистику. Кроме Числа 3, в Кабале играют роль 7, 10 (Сефирот), 26, 231, 314 (числовое значение слов 12 и 42), числовое значение других двух имен Божьих; и хотя каббалисты не знали значения этих имен, они все же положили их в основу своих мистических толкований. Позднейшая Каббала придала числовое значение также знакам вокализации; складывая вместе значения букв в  именах и знаках Бога, она получила таким образом различные группировки. Так как имя Ягве в масоре не вокализировалось, то Каббала придавала ему попеременно разные знаки. Такую же числовую игру каббалисты вели с именами ангелов. Позднейшие каббалисты  вели такую же игру с  разными библейскими словами, сопоставляя те из них, которые имеют одинаковое числовое  значение, и делая из этого своеобразные заключения. Эта игра словами и Числами перешла в проповеди и сделала их бессодержательными.

В новое время числовая мистика в иудаизме, по-видимому, исчезла; следы ее остались в литургии сефардов и хасидов.

(Выписка из еврейской 16-томной энциклопедии, изданной в начале XX века. Прислана неизвестным раввином)

 

[ Выход на олавление ]
Выход на Главную страницу