Неизвестный Журнал
за 1911 или 1912 годы
(сокращенный набор с фотокопии)
"Знаменательные Числа"
Часть первая
Не только в России, но, как оказывается, и на западе некоторым чувствуется
не по себе, хотя свое смущение они и пытаются скрыть, если им придется
сидеть за столом, где число гостей 13; они не прочь, а иногда даже
стараются, избежать этой перспективы. Судьба 13-го апостола Иуды Искариотского,
когда-то вероятно послужившая первою причиною такой опасливости, теперь,
конечно, не приходит на мысль никому, кто и сам не хочет быть 13-м,
и никого другого не желает ставить в положение 13-го; но некоторая,
иногда неясная, тревога и даже боязнь пред 13-ю, как числом предвещающим
и даже причиняющем зло, следовательно, роковым в полном смысле этого
слова, составляет явление нередкое. Что же удивительного, если древние
в подобного рода истолковании чисел шли еще дальше, чем люди нового
времени, создав целую систему знаменательных чисел? Такой образ действий
находился в полном соответствии с всеобщим взглядом на бытие мира
и жизни человечества. Проникнутые - в большинстве - глубоко религиозным
настроением, древние всюду видели действия и предуказания Высшей Силы;
по свойству же своих представлений об этой Силе, они особо склонны
были ставить её обнаружения в связь со всем тем, что теперь носит
название примет или что называется вещим и знаменательным. Особое
значение чисел, в сущности относится к тому же классу явлений, к которому
принадлежат и все вообще божественные (т.е. считавшиеся божественными)
предуказания, подлежавшие уяснению средствами дивинации, столь развитой
в древнее время.
На особом значении некоторых
чисел у древних останавливались многие и уже с давнего времени. Делались
и попытки среди исследователей, особенно в ближайшее к нам время,
научным путем выяснить, каким образом и почему то или другое число
получило смысл особенный и даже священный. Автор настоящей статьи
имел в своем распоряжении посвященные этому предмету солидные работы
Люттиха, Нейдгардта, Вёльфлина, Узенера, Рошера, Шюрера, Цокклера,
Гена и некоторых других ученых, попутно касавшихся этого вопроса .
Но общее число работ о знаменательных числах приведенными исследованиями,
конечно, не исчерпывается.
Остановимся на числах наиболее
знаменательных. Первое из них есть число 3. Широкое и священное значение
числа 3 бросалось в глаза уже древним. По Аристотелю, например, "три"
есть "все" и "трижды" есть то же, что "во
всех отношениях". Все, как говорили и пифагорейцы, ограничивается
или определяется тремя; потому что конец, средина и начало заключают
в себе число всего, а в нем содержится число три. Посему это число,
взятое от природы, как её закон, применяется также священных обрядах
богопочитания.
Не так давно германский ученый Узенер, в одной из своих статей по
истории религий детально показал, как широко распространена была в
древнее время склонность соединять вместе три божества. Было высказано
мнение, сто из множества применений числа 3 ни одно не сделалось исторически
столь важным, как образование 3-х-членных групп божественных понятий,
божеских триединств.
"Мне" писал названный исследователь в 1903 году, "хотелось
бы попробовать дать более ясное представление о широком распространении
и важности этой формы воззрения.. Здесь не имеется в виду сказать
что-либо новое. Фил. Бутман с совершенной ясностью судил об этом явлении,
и Эд. Гергард назвал божественную триаду средоточием почти всех религий.
Но мне, продолжал Узенер, представляется своевременным - путем собрания
рассеянных следов дать доказательство того, что божественная триада
была только формою воззрения древности, которая твердо укоренилась
и потому обладает могуществом движущих сил природы. Собранный этим
замечательным ученым, а также и Нейгардтом, материал заслуживает полного
внимания. Он положен в основание и нижеследующего отдела статьи.
Минуя, согласно принятому порядку, греческие божественные триады,
а равно триады у кельтов, германцев, индов, иранцев, семитов, особенно
у египтян, также у скифов и монголов, и лишь мимоходом отметив божественную
группу у родственных с римлянами умбров, именно группу Cerus Martius,
Preastola Cerfia, Tursa Cerfia, обратимся к божествам римским. Триады
божеств были, по Узнеру, такими же туземными в Риме, как и в других
местах. Это доказывается примерами так называемых nymphae Querquetulanae,
которые были чисто италийскими духами деревьев, Tres Fortunae и Tria
Fata, представлявших существенную принадлежность чисто народной, а
не отвне занесенной веры. Дальше: от трех flaminus maiores, именно
Dailis, Martialis, Quirinalis, можно заключать к существовавшему когда-то
почитанию до-капитолийской триады: Iuppiter, Mars, Quirinus.
Несколько поpже выдвинулась группа божественных охранителей Рима,
почитавшаяся в Капитолии, потом перешедшая из Рима и во все римские
колонии, а в императорское время принятая и греческими городами вместе
с культом dea Roma и императора. Кроме Капитолийской триады - Юпитера,
Юноны и Минервы, существовали, по Узенеру, и другие триады: на Авентине,
по календарю Арвальских братьев, 1 сентября приносилась жертва Iovi
Libero Iunoni Reginae; в Пренесте в священном месте, значит - для
чествования была изображена Фортуна с Юпитером и Юноной. Устроенный
по обету (258 г. Рима, 496 г. до Р. Хр.) диктатора А. Постумия храм
был посвящен трем божествам: Церере, Либеру и Либере. О том, как охотно
соединяли римляне в одну группу 3 божества, выразительно свидетельствует
следующий факт из жизни Овидия. Льстя Августу, он благодарит Котту,
что тот переслал ему два "божественных" (deos) изображения
- Августа и Тиберия, и прибавляет, что он, Овидий, присоединил к ним
еще Ливию. "чтобы в подарке было подобающее число. В один дом
вошли трое всевышних.
Триады часто встречаются в молитвенных и подобных молитвенным обращениях
к божествам. Овидий обращается к Фебу, Бакху и Музам, как покровителям
поэтов, представляя эти божественные существа именно как триаду и,
очевидно, мысля Музы как нечто единое. Примеры других божественных
триад: Юпитер, Марс, Веста; нимфы, боги горы и Фемида.
Во время битв римские воины обыкновенно обращались с молитвами о победе
к Марсу, Юпитеру и Квирину. Тройное число божеств является и при разных
других священных действиях. При объявлении войны римский pater patretus
возглашал: audi, Iupiter, et tu, Ino, Quirine, Diique omnes coelestes,
vosque, terrestres, vosque inferni auditi, и таким образом призывал
в свидетели две триады божеств и божественных групп. В формулах клятв
также наблюдалось число 3. С указанным явлением сближается обычай
употреблять число 3 в тех случаях, когда обращались к кому-либо с
просьбою исполнить какое-нибудь желание и заклинали это лицо тем,
что было для него всего дороже и выше. Так Гораций просит Конидию
именем Прозерпины, Дианы и колдовских книг - пощадить его.
Идея триады нашла свое выражение и в образных представлениях. Такие
представления существовали не в одном лишь воображении народа и поэтов,
но были, так сказать, воплощены в реальных созданиях художников. Этот
факт служит наглядным доказательством действительной жизненности представления.
И такое явление наблюдается у разных народов. Самый известный пример
трехвидного образования у народов античных есть Геката. Изображения
Гекаты делались так, что в нем идея триадности соединялась с идеею
единства: Геката представлялась в виде трех, соединенных вместе, фигур,
или в виде одного трехголового герма, или так, как представлена она
на одной терракотте из Смирны, где на трехстороннем постаменте поставлена
на широкой шее одна голова Гекаты с тремя одинаковыми лицами.
(Стр. 1320, 1321, 1323 и 1324 - отсутствуют)
Цербер, страж подземного мира, являющийся иногда с 50 и со 100 головами,
обычно является с 3 головами, чем ( как и высшими цифрами) выражается
чрезвычайная сила и бдительность этого стража. У Овидия сохранился,
повидимому, и след иного, более древнего представления о нем, существовавшего
в Греции, где Цербера мыслили с 3 туловищами и 3 головами. Овидий,
кажется, представляет Цербера подобным же образом, когда называет
его tergeminum canen. Мысль, что Цербер состоит из трех тел, видимо
еще не исчезла, когда искусство привыкло уже изображать его в виде
одной собаки с тремя головами. И некоторые другие демонические существа
представлялись трехголовыми или трехсоставными.
Тоже число 3 встречается иногда при упоминании мест, в которых божество
особенно чтилось, как и аттрибутов, придававшихся божеству. Главными
местами культа Венеры называет Гораций три места: Книд, Паф и Циклады.
Одним из атрибутов или символов Аполлона был треножник, на котором
восседает Пифия, вдохновлявшаяся божеством; атрибутов Юпитера - его
молния мыслится состоящей из трех огненных линий; брату Юпитера Нептуну
принадлежит сходное с Юпитеровым - по одному из признаков - оружие,
именно трезубец. Соответственно этому, и Геркулесу с Тезеем придавалась
палица с тремя узлами или коленами. К тому же кругу представлений
относит Узенер и усвоение греками и славянами горам богов трех вершин.
Государственная жизнь римлян, как и греков, находилась в тесной связи
и взаимоотношении с религией. Неудивительно потому, что число, считавшееся
священным в религии, применяется нередко и в государственной жизни
древних. По представлению Вергилия, число 3 является числом мистическим
и знаменательным уже для доисторического периода, который предшествовал
основанию римского государства. При начальной организации Рима число
3, в разных его видах, является основным числом. Народ римский распадался
на три части или "колена", называвшиеся трибами. В соответствие
этому 300 всадников и 3000 пехотинцев составили ядро римского войска;
нормальное число колонистов при основании колонии было 300, нормальное
и обычное (хотя и не всегда) число сенаторов тоже 300, первоначальное
число авгуров 3 и во главе их царь.
Было несколько групп состоявших на государственной службе лиц, в название
должности которых прямо входило число 3. Это - tresviri или triumviri
agris dandis adsignadis, также… И римские послы нередко являлись в
числе трех. Положение: tres faciunt collegium, как справедливо замечено,
имело у римлян большое применение. Влияние этого священного числа
на общественную жизнь было заметно и при разных торжествах. Припоминаются
XXVII (=3*9) pueri et puellae totidem, которые пели священный гимн
в столетнее празднество при Августе. При pompa circenesis, в период
Iudi Romani, к участникам в состязании присоединялись многочисленные
танцоры в трех группах, сначала - из мужчин, потом юношей, наконец
из мальчиков.
Рассматриваемое число выделяется также при сроках, в том числе и имевших
государственную важность. Знаменательным представляется число в терминах,
назначавшихся при торжественном объявлении "справедливой и благочестивой
войны" (iustum piumque diellum). Уже Тулл Гостилий объявил албанцам
войну на 30-й день. После упорядочения существовавшей практики, произведенного
Анком Марцием, как об этом говорит Ливий, pater patrtus предоставлял
иностранному государству 30 дней на размышление, и, если удовлетворения
не получалось, на 33-й день объявлял войну. Законные 30 дней (iuste
triginta dies) наблюдались также при manus iniectio по отношению к
должнику.
Термин triduum обычный у классиков. Употреблялся он и в сакральных
делах. Так, мы читаем, например, что в виде особого отличия устроялись
Iudi funebres per triduum. Три дня продолжались Iudi saeculares, при
которых число 3 главенствовало в течении всего торжества. И при supplicationes,
рядом с однодневным сроком, был в употреблении, и даже преимущественным
срок трехдневный. Значение числа 3 в таких случаях не всегда одно
и то же. Там, где имела значение религия, число 3 является числом
священным; в других случаях частое употребление выражения triduum
проще всего объяснить тем, что число 3, как это раскрыто будет в другом
месте, употребляется нередко в качестве круглого числа.
Число 3 вообще признавалось обещающим счастье. Отсюда объясняется
передаваемый Горацием случай с Меценатом, когда он, после тяжкой болезни,
в первый раз явился в театр и здесь был встречен троекратными аплодисментами.
У римлян, как и греков, было в обычае, обращаясь к манам покойника,
говорить vale трижды, с указанным выше значением, и совершать другие
подобные действия.
То же число является числом законченным. Согласно закону, римлянин,
желавший, чтобы его сын перешел под patria potestas другого лица,
должен был лишь трижды, для вида, продать его. Человек, имевший трех
детей, получал значительные премущества; ins trium liberorum в позднейшее
время давалось, в виде особой привилегии, и тем лицам, которые детей
не имели или у которых iustus numerus отсутствовал, и т.д.
В связи с этим находилось и другое значение числа 3. Это число есть
первое число в последовательном ряду чисел, которое (если рассматривать
его со стороны входящих в него элементов, т.е. единиц) имеет начало,
середину и конец; изображение в виде треугольника придает ему ему
значение совершенства в своем роде. Отсюда объясняется нередкое обращение
в древности к числу 3 для того, чтобы представить что-либо абсолютным
и совершенным. Такой смысл имеют выражения в роде ter felix. Слово
ter употребляли римские поэты нередко,чтобы наглядно и выразительно
представить усиленную (в большинстве случаев впрочем напасную) попытку
или старание. Так Гиганты трижды пробовали нагромоздить гору Оссу
на Гору Пелий, и трижды же молния Юпитера обращала их хлопоты в ничто.
Довольно часто употребляется выражение terque quaterque, чтобы обозначить
явление очень частым или сильным.
(Абзац пропущен)
Чтобы напугать Порсенну, Муций выдумывает, будто 300 римских юношей
сделали заговор против него. Когда Ливий указывает приблизительное
количество павших, добычи и т.д., он особенно охотно приводит числа,
которые делятся на 3. С той же точки зрения можно объяснить и троекратное
коленопреклонение в позднейшее время - в смысле выражения особого
почтения, а также троекратное воздействие известной весталкой Квинтой
Клавдией рук при ее молении, именно - для выражения пламенной молитвы.
Из того, что число 3 является в некоторй мере законченной и абсолютной
величиной, объясняется и то, что поэты, желая доказать что-либо, часто
берут именно 3 примера, ни больше, ни меньше, или, желая представить
что-либо наглядно, берут три подобия, и ими довольствуются. Прперций
приводит три примера самой глубокой скорби, Гораций тремя примерами
доказывает, что именно люди высоко стоящие всего больше подвергаются
опасности пасть, и т.д.
То же или сходное наблюдаем и в выборе подобий. Овидий, желая представить
количество своих страданий бесконечно большим, говорит что их столько
же, сколько кустов в лесу, песчинок в Тибре, травяных стеблей на Марсовом
поле, очевидно считая три группы предметов совершенно достаточными
для пояснения своей мысли.
Нередко для обозначения какого-либо понятия брали 3 слова, чтобы посредством
их соединения выразить понятие совершенно ясно и всесторонне. Этот
пример, имеющий риторическую окраску, был в некоторой мере освящен
религиозным преданием, так как мы встречаем его в древних сакральных
формулах, сохраненных Ливием. Здесь имеется в виду, например, упоминание
Ливия (основанное, вероятно, на довольно точной передаче формулы фециалов
при объявлении войны) "о тех предметах, спорных пунктах и делах,
относительно которых pater patratus римского народа квиридов предъявил
требование к представителю древних латинов, но которых последние не
выдали, за которые не удовлетворили, которых не представили, хотя
следовало выдать, удовлетворить, выполнить".
С этим сравниваются встречающиеся часто выражения благожелания: "да
послужит это благу, счастью и благополучию" Характерны и сочетания
имен существительных группами в три члена, подобные же соединения
прилагательных или наречий и глаголов, в том числе и известное сочетание
глаголов в формуле претора: do, dico, addico кратко обозначаемой у
Овидия выражением: tria verba. (Сноска. У нас обозначение трех возрастов
в пословице посредством трех глагольных выражений: "родился мал,
вырос пьян, помер стар, а свету не видал").
Отмечается нередкое у римлян применение числа 3, рядом с господствующим
числом 5, при делении литературных памятников на книги. К предпочтению
цифры 3 могло иногда располагать писателя именно то значение, которое
придавалось этому числу в древности. Право для такого предположения
дают встречающиеся прямые указания. Кассиодорий разделил свой комментарий
к Псалтири на три части и в заключение заметил: explicitus est decorus
et mirabilis ordo psalmorum, numero quidem mystico terminatus. Конечно,
к делению литературных трудов на три части мог иногда располагать
и материал, подлежавший изложению; однако этим одним трудно объяснить
тяготение авторов к числу 3. Особое пристрастие к числу 3 питает Варрон,
и некоторые из его менее значительных сочинений состояли каждое из
3 книг, и в его более обширных трудах, симметрическое расположение
которых он не раз сам подчеркивает, число 3 заметно выдвигалось. Что
для Варрона в этом случае имел значение и особый мистический смысл,
который соединяется с числом 3, об этом можно заключить из аналогичного
явления, именно из того, что в начале своих Imagines или Hebdomades
он обращает внимание на septenarii numeri, quem Graeci erdomada appellant,
virtutes potestatesqui mulltas variasque.
На 3 книги разделены также некоторые сочинения Цицерона, De bello
civili Цезаря, Chronica Непота и сочинения некоторых других. Энний
предположил написать свои Анналы в пяти триадах, и лишь впоследствии
прибавил 16-ю книгу (с особым предисловием), а затем еще 17 и 18-ю
книги, так что составилась новая, шестая триада. Гораций, повидимому,
рассчитывал первоначально составить только три книги лирических стихотворений,
и их только и издал сначала особым сборником; 4-я книга од была выпушена
особо, уже спустя некоторое время. Было мнение, что и Проперций также
намерен был ограничиться тремя книгами элегий.
А. Садов.
|