ProtoS7.ru

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

"Знаменательные Числа"
А. Садов

Части 3 и 4

(1) - (2) - (3-4) - (5) - (6)

Неизвестный Журнал
за 1911 или 1912 годы
(сокращенный набор с фотокопии)

Автор статьи А. Садов

"Знаменательные Числа"
Часть третья и четвертая

В тесной связи с числом 3, как и сдругими происходящими от него числами, находится число 9.
Оно мыслится иногда как то же число 3, только в усиленной форме. По наблюдениям Вельфлина, уже в греческой древности число 9 является как подъем или усиление числа 3: древнейшее предание говорит обычно о трех музах, а более новое преимущественно о девяти, и этому последнему указанию последовали уже и древнейшие римские поэты, например Невий, обозначавший муз как novem Jovis concordes filiae sorores.
Считая число 9 производными из 3, древние естественно разлагали его на составные части, и таким образом число 9 иногда является у них в виде прямого сочетания составляющих его элементов, при этом даже в тех случаях, когда рамки метр нисколько не мешали употреблению форм nowem и noveni, как не мешали они употреблению слов duodecim и quatuordecim, не входивших в рамки гекзаметра, побуждая авторов обращаться к описательным выражениям bis sex (seni) и ,is septem (septeni). Отсюда ter trinas у Платова, ternos ter у Горация, ter tribus у Авзония.

Если число 3 есть число священное, то число 9, как утренняя триада, священно в преимущественной мере. У римлян оно было близко связано с люстрационными лбрядами, с культом мертвых, отчасти же и с самым представлением о мире усопших. Существовало мнение, что Стигс обтекает подземное царство 9 раз, чтобы совершенно отрезать души от надземного мира, и что загробный мир имеет 9 отделений.
У римлян был обычай в 9-й день после рождения совершать люстрационный обряд, а в 9-й день после похорон приносить жертву, совершать sacrum novendiale.

У них же было в обычае устроять 9-дневное очистительное празднество с священнодействиями, novendiale sacrum, когда хотели примирить разгневанных богов после какого-нибудь чрезвычайного знамения их гнева, особенно после каменного дождя. Существовали 9-дневные, повидимому, пощения или воздержания в Вакхических мистериях. Известны 9-кратные заклинания теней умерших, с целью отогнать их, во время Лемурий, 9-кратное проиношение очистительной формулы и т. под. В связи с этим употреблением числа 9 можно поставить применение его в качестве магического числа при колдовстве, ворожбе и чародействе. (При близком родстве, даже первоначальном тождестве духов мертвых и духов болезней, мы - говорит Roscher - легко поймем, почем в медицинском суеверии так часто рекомендуется - брать какого-либо целебного растения 9 частей и при этом 9 раз или 3*9 раз произносить известные магические формулы или слова так, как это было у римлян при заклинаниях манов в Лемурии, когда употреблялись 9 fabae nigare и должны были произноситься две различные формулы по 9 раз). Ворожея, например, пользовались пеплом (или костями) трупов, который они похищали спустя 9 дней после смерти и предания земле. Есть и другие свидетельства о магическом действии этого числа.

В качестве очевидного мистического числа и вместе в качестве квадрата священного числа 3 является число 9 и в рассказе о Сибиллиных книгах, которые предложила купить царю Тарквинию какая-то женщина. Было предложено купить 9 книг, содержавших изречения оракула. Так как потребованная цена показалась царю слишком высокой и вызвала у него лишь насмешку, то старуха сожгла три книги из девяти, а за оставшиеся назначила ту же сумму. После вторичного отказа, женщина сожгла еще 3 книги, а за остальные 3 опять потребовала первоначально назначенную плату. Тогда царь, одумавшись, согласился на покупку.

При делении литературных трудов число 9, подобно числу 3, тоже полагается в основание. Следуя примеру александрийских ученых, деливших исторический труд Геродота на 9 книг по числу муз Аполлона, Аврелий Опилий назвал 9 книг своего труда, содержавших объяснения слов, "Музами". Л. Ататий писал 9 (повидимому) книг Didascacalicon. Варрон, у которого вообще числа не были чем-то безразличным, писал de principiis numerorum 9 книг, где излагал пифагорейское учение о числах, и составил epitome из своего труда de lingua latina и энциклопедию так наз. artes liberales, каждый труд в 9 книгах. Цицерон свое сочинение de re publica хотел изложить в форме разговора, происходившего в feriae novendiales, и поэтому сначала разделил материал на 9 дней и, соответсвенно этому, на 9 книг, хотя потом этот план изменил. Плиний написал 9 книг писем, к которым была уже потом присоединена переписка с Траяном в качестве 10-й книги. По примеру Плиния, Апполинарис Сидоний, как он сам говорит, округлил свой сборник писем до 9 книг, а по примеру сидония издал 9 книг писем и Эннодий. Сборник писем Симмаха, если не принимать в расчет его должностную корреспонденцию, состоит также из 9 книг.

Подобно числу 3, и число 9 иногда употребляется для обозначения полноты в качестве круглого числа, особенно при указаниях времени. Старое Албанское вино обозначается у горация выражением: "Албанское вино, которому больш 9 лет". "Девятый Год", встречающийся у горация в его известном выражении: nonum prematur in annum, по справедливому мнению, принятому и Нейдгардтом, проще всего объяснить в смысле обозначения понятия "продолжительное время", хотя, правда, держится и другое понимание.
Рассматриваемое число встречает некоторое особое применение в бытовых отношениях. На пиршествах существовало правило - пить или 3 чаши, или, если выходил из этой нормы, - 9, но не 4, например, или 5. Отсюда выводится Вельфлином выражение у Авзония: "Ter bibe, vel totines ternos; sic mistica iex est, etc".

Одинаковую символику чисел, только в другой форме, находим у Горация: tribus ant novem Miscentur cyathis pocula commodis". Значит, полагает Вельфлин, умеренно выпивавшие на 9 частей воды брали 3 части вина, а любившие хорошо выпить, наоборот, с 3 частями воды смешивали 9 частей вина. Быть может в сязи с этим употреблением и значением чисел находится и максимальное количество гостей, которых было 9, делившихся на 3 триклиния.

От 3*3=9 делается дальнейший шаг к 3*9=27. И это, сложенное из знаменательных, число таже знаменательно. Двойной хор в Вековом празднике при августе состоял из 27 отроков и стольких же девец. Во время Ганнибаловой войны, для умиостивония богов в виду продигий, ходили по городу и пели составленный Ливием Андроником гимн 27 девушек. Так было при люстациях по меншей мере до времени союзнической войны, начавшейся в 66з (91) году. Число 27 имело значение в истории превращения волшебницей - богиней Цицерой нимфы Сциллы в морское чудовище; оно же имеет магическую силу при болезнях. По крайней мере по Варрону, в качестве целебного средства против боли в ногах, советовали 27 раз (ter novies) произносить (cantare), прикасаясь к земле следующий сатурний: "terra pestem teneto, salus hic maneto", обычай, который должен - уже в виду размера - восходить к древнему времени [прекрасный психологический и физический тренинг для всех времен и народов]. Здесь число 27 оказывается полезным. Но оно может оказаться и вредным: по свидетельствам упоминаемых у линия, 27 ужалений, полученных от ос или шершней (ter novena puncta crabronum), лишают человека жизни [достаточно и меньше, но 27 - наверняка]. Из сопоставления приведенных случаев следует, число 27 вообще обладает магической силою; свойства же этой силы определяются обстоятельствами. Цифра 27 попадается во врачебных предписаниях и позже. Среди рецептов Марцелла Эмпирика, жившего при Феодосии, около 400 года по Р.Хр., указывается, например, предписание - повторять магическое изречение 27 раз.

Число 9, входящее, вместе с производными из него, как значительная сила, в крупные и мелкие события человеческой жизни, захватывает и начало и конец этой жизни: и рождение человека после 9 месяцев утробного существования, и крайний предел человеческой старости с 9*9=81 годами. Так, в согласии со словами Псалмопевца, определял продолжительность жизни Платон; и сам он умер в возрасте 81 года.

С течением времени число 9 потеряло в языческом Риме свое значение. Признается вероятным, что всего раньше было поколеблено максимальное, 9-ричное число гостей, так как уже при императоре Луции Вере упоминается о пиршестве с 12 гостями и - главное - об обычном, повидимому, 7-ричном числе гостей за пирами. На языческой же почве совершилось, повидимому, ограничение 9-ти энциклопедических наук пределами 7-и artes liberales, именно в известной статуе Марцианна Капеллы.

Часть четвертая

Из прочих чисел, употребляющихся у римлян с особою целью и особым смыслом, в предлагаемом кратком обзоре могут быть упомянут следующие.

Число 10, знаменательность которого запечатлена греческим эпосом о 10-летней осаде Трои, встречается и на римской почве в аналогичном отчасти явлении - десятилетней (по счету седьмой) войне Рима проти города Вей и ряде других исторических фактов.Здесь имеются в виду: учреждение и существование коллегий из 10 мужей; декады Ливия; десятые волны и десятые валы на море. Иногда число 10, взятое и в простой и в сложной форме, представляет круглое число, вследствии того, например, что первоначальное 9 округляется до тройного 10, а первоначальное тройное 9 округляется до тройного 10. На суждениях некоторых италийцев относительно числа 10 не могли, конечно, не отразиться и взгляды пифагорейцев на декаду, как число "совершенное", заключающее в себе все числа.

Рядом с децимальной системой существовала в Риме система чисел додецимальная, с находившимся в основе ее числом 12. Это число имеет немалое количество фактических подтверждений в римской жизни и в римской, оригинальной и переводной, литературе. Таковы: циклы 12 богов, так называемых Di Consentes, в противоположность 12-ти сельским божествам, о которых упоминае Варрон; 12 вилл, устроенных Тиберием на острове Капри и названных по именам 12 богов; 12 подвигов Геркулеса и 12 дел меньшего значения, совершенных им по своей воле, или так наз. parerga; 12 лет Ниобы; 12 созвездий Зодиака; 12 ветров; периоды в 12 дней при перемирии и при других обстоятелствах; число 12 в начальной римской истории, именно 12 сыновей Акки Ларенции, 12 коршунов Ромула, 12 Салиев, 12 ликторов, 12 Братьев Полевых; то же число в эпосе Вергилия, у которого оно является любимым числом, "несомненно извлеченным из древне-италийского предания", например 12 лебедей, наблюдающихся при птицегадании, 12 pueri, следовавшие за каждым предводителем всадников, 12 populi; то же число в государственной жизни Рима, для чего достаточно вспомнить о законе XII таблий, который имел для римлян высший авторитет, и о коллегиях из 12 сочленов; наконец число 12 в римской системе дробей и в распределении наследства по завещаниям, причем единицею деления была 12-я часть всего наследуемого.

Цикл знаменательных чисел указанными числами даленко не исчерпывается, как не исчерпывается приведенными немногими доказательствами и материал, содержащийся в памятниках письменности.

А. Садов.

(1) - (2) - (3-4) - (5) - (6)

[ Выход на оглавление]
Выход на Главную страницу