ProtoS7.ru

Авторская страница

Почтовый адрес: 600017. г.Владимир. ул.Кирова  д.8. к.30. т. (0922) 234483

"Знаменательные Числа"
А. Садов

Часть 5.
(1) - (2) - (3-4) - (5) - (6)

Неизвестный Журнал
за 1911 или 1912 годы
(сокращенный набор с фотокопии)

Автор статьи А. Садов

"Знаменательные Числа"
Часть пятая.

Перед нами прошел довольно длинный ряд чисел с особливым значением, не всегда одинаково пределенным, но неизменно характерным. Делались и попытки определить генезис числовых явлений и выяснить, как и почему те или другие числа сделались особо знаменательнымию Остановимся на этих попытках.

В 1891 году г. Люттих, отдавая должное стараниям, которые до него прилагались к тому, чтобы уловить смысл того или другого из знаментельных чисел, вместе с тем говорил, что, наскоглько ему известно, люди еще не дошли до того, чтобы объяснить главную массу чисел с одной точки зрения. Люттих попробовал восполнить пробел. Собранный им числовой материал он рассматривает с некоторых общих культурно-исторических точек зрения. Начинает он с "3"-х, "самого любимого из всех знаменательных чисел". Значение его выводит он из весьма древних отношений, возникших, по его мнению, вследствии группировки членов семьи около ее первой и естественной основательницы и родоначальницы, именно матери семьи. В образовавшихся таким образом родственных группах были мыслимы только различия по возрасту, и различение по возрасту должно было в древнейшей фамилии быть решающим началом. В семье первобытной матери жило, как и теперь живет, обыкновенно 3 поколения, т.е. представители 3-х поколений. Отсюда господственное значение числа 3.

Автор предполагает, что кто-нибудь может возразить: "Я допускаю, что семья матери насчитывала одновременно 3 поколения, и что это деление, бывшее единственным, стало решающим для всех чисто человеческих отношений. Но для религии, которая исходным пунктом имела величественные небесные явления и которая поэтому сообразуется с данными на небе числовыми отношениями, это деление не имеет значения". Такому возражателю можно бы, по Люттиху, указать на соответствующие разделы труда Липперта, согласно которому религия возникла из недр первобытной семьи. Со временем главенство матери в семье прекратилось, потому что способность к приобретению средств жизни у жены, занятой около семьи и дома, была меньше, чем у мужа, свободно занимавшегося охотою. Муж начинает господствовать над женой, а с тем вместе выдвигается новый принцип, начало дуализма - властвующий и находящийся под властью. это деление было унаследовано большими организмами.

В государстве деление на обладающих и обладаемых идет так далеко и имеет такое большое значение, что указанная противоположность должна оказаться влиятельной во всех областях жизни. Против указанного вывода из отношений отцовской фамилии сам Люттих считает возможным сделать возражения: "Если неразвитый естественный человек материнской семьи сделал деление на 3 мерою всех вещей, то более культурное время семьи отца должно было уделить надлежащее внимание и предметам вне семьи, прежде всего высоко важным явлениям на небе. Деление на 2 и 4 вышло из наблюдений над небесными явлениями, при которых это деление выступает явно, и отсюда перешло на явления жизни с принудителной необходимостью".

Люттих в дальнейшем изложении старается показать, что приведенные возражения к делу не относятся. Окончательный вывод его следующий. Знаменательные числа создавались сначала под влиянием фамилий, позже - под влиянием разделения времени, которое регулировалось небесными явлениями. Так как понятия фамилии и деления времени по небесным явлениям составляют собственность всего человечества и, в существенном, развивались всюду одинаково, то ими, - и только ими, - объясняется согласие в в области знаменательных чисел у всех народов, которые стоят на одинаковой ступени культуры.

Не имея возможности передавать и разбирать всех рассуждений немецкого автора, остановимся не на долго лишь на некоторых. Не решаемся при этом касаться проскальзывающих в изложении автора основных взглядов его на условия развития человека, опирающихся, повидимому, на данных одного естествоиспытателя, так как эти взгяды им прямо не высказаны, хотя на суждениях его, кажется, и отразились. Берем лишь то, что он прямо говорит.

Допустим, что в первобытной семье, под одним кровом, соединились представители трех поколений. Но почему же эта трехсоставная семья дает автору право делать отсюда заключение к господству числа 3 только в той семье, где главенствует мать, хотя три поколения могли жить (как и сейчас живут) и в семье, где главенствовал и главенствуе отец? Далее: по Люттиху, муж начал господствовать в семье в той же мере, в какой стоял он выше жены в приобретении средств к жизни. Допустим, что так было и на самом деле. Но в таком случае период власти материнской мог прдолжаться очень не долго, потому что с появлением детей сразу увеличивались заботы матери около семьи и дома, следовательно - не долог был и период в который могли быть заложены основания системы числа 3. В таком случае могли ли быть причины основы этой системы? Конечно, нет. Однако система числа 3-х держалась и держится долго. Значит, основания ее кроются в чем-либо более существенном, чем предполагаемое Люттихом явление.

Знаменательные числа нередко объяснялись с точки зрени наблюдений над внешнею физическою природою, как делал отчасти и Люттих. Года через четыре после появления брошюры этого автора, Нейдгардт в программе о числах 3 и 9 писал: "значение,которое придавалось числу 3 в древности, нужно выводить из его чистого применения в сакральных делах, самое же это применение следует сводить к простому факту: наблюдения над природой невольно наводили человека на это число. Всюду эти люди встречали, или, по крайней мере, думали, что встречали, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; пред ними сияли небесные светила - солнце, луна и группа звезд" (мыслимая как единое целое); "В природе видели они царство животное, растительное и ископаемое; в телах наблдаются три измерения - в длину, ширину и высоту; при размышлении о жизни человек наталкивается на возникновение, возрастани и исчезновение, на прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями в природе, то делени на 3 они положеили в основу своих теологических систем, и это число получило значение до известной степени богоугодногоЮ священного числа".

О числе 3 говорили, что оно есть первое число (в последователном ряде чисел), "которое имело начало, середину и конец, что геометрическое изображение его в виде треугольника приводило к признани. этото числа совершенным, и поэтому в древности им охотно поьзовались, чтобы представить что-либо абсолютным и совершенным в своем роде". Недгардт, как видим, проще и прямее подходит к занимавшему его вопросу. Объяснение его представляется правдоподобным.

Около года после того известнейший в ученом мире, недавно умерший Вельфлин, касаясь декад, попутно обратил внимание на то, что не только индоевропейцам, но и всем людям вообще дано в руки счисление по десяткам, дано именно тем, что Творец наделил человека 10-ю пальцами на руках, которым соответствуют 10 пальцев на ногах. В качестве одного из исходных пунктов счета по декадам еще Овидием признаны 10 пальцев на руке. Отсюда у греков слово pempazetn, считать по пальцам (на руке). Протягивают такж пальцы вверх, чтобы обозначить соответствующее число. Другое объяснение у того же поэта состоит в указании на 10 месяцев, по истечении которых человек рождается на свет. Это объяснение, как думает немецкий исследователь, предполагает уже деление года, и поэтому не может быть отнесено к первоначальному времени, - хотя признается (впрочем, не вполне точно) совершенно верным, что римляне не знают 9-месячных детей, но знают 10-месячных. Приведенное объяснение Вельфлина, который опирается притом на древнем свидетеле, в основной своей части заслуживает - по своей естественности и простоте - полного внимания.

Шире поставил вопрос Узенер, ставший при его разрешении на историко-культурную и естественно-историческую точку зрения. По его мнению, при пересмотре чисел, получивших особое значение, наблюдается две группы совершенно различного происхождения и свойства. Самая большая охватывает применения понятий времени. Чрезвычайная роль, которую играет число 7, должна быть отнесена на счет влияния планетной неделиЮ шедшего с востока от глубокой древности. Из низших чисел выделилось число 3, которое осталось господствующим до времени христианства. Оно является в качестве абсолютного выражения множества. Многочисленные обороты речи и слововыражения, в которых 3 выступает с таким значением, могут быть поняты лишь в том случае, если видеть в них отголоски того времени, когда числовые понятия не были еще развиты дальше 3-х.

Этнограф Карл фон ден Штейнен нашел у Bakairi, племени во внутренней Бразилии, способ счисления, который в сущности не идет дальше 2-х. Они считают, правда, до 3-х, но остановились на той ступени, где 2 было высшим числовым понятием, выраженным посредством языка. На этой или близкой к ней ступени стоят они не одни. Есть другие народы, у которых высшее число есть 3 и у которых оно равнозначуще с понятием "много". Есть, затем, народы, которые возвысились до децимальной или вигезимальной системы и все-таки в выражении для 3-х сохраняют памятный знак того времени, когда они не могли считать дальше 2-х. Неизбежен вывод, что и всем народам, даже достигшим высшего развития, доводилось проходить эти низшие ступени духовного развития. Формулы и выражения, в которых абсолютное множество передается числом 3, и религиозные применения числа 3 должны считаться остатком от первобытного времени, когда искусство счета остановилось на 3-х.

Двоицы образуют еще более древний слой. "2" и "3" отлились в форму устойчивого, прочного представления. Для уяснения этой прочности нужно принять во внимание, что как у отдельного человека, так и у целого народа раннейшие впечатления обыкновенно суть самые глубокие. Чем раньше и глубже впечатлевается в сознании известное представление, тем более сохраняет оно способность - стать формою воззрения, чрез посредство которой дух воспринимает новое. Заканчивая свой обширный труд, автор выразил радость, что в конечных результатах своих исследований он вполне сошелся с Г. Дилсом, который типическое значение 3 выводил из того, что оно было "первоначальным конечным числом примитивного человечества" (Священное "девять" есть усиление изначального священного числа "три". Если число 3 есть первое круглое число самой первоначальной ступени культуры, на которой обыкновенно различались только три количества - "один", "два" и "много", все же, выходящее за границы трех, обозначалось тем же числом бесконечности, подобно тому, как позднейшие, вместа сего, изобрели выражение "сто", "тысяча", "мириада", то понятным становится исконное и широко распространенное почитание числа 3 и кратных ему - 9 и 27).

Изложенные объяснения видимо находятсся в связи с общим взглядом почившего ученого на религиозные вопросы и с некоторыми естественно-научными предположениями о развитии древнейшего человечества.

А. Садов

(1) - (2) - (3-4) - (5) - (6)

[Выход на оглавление ]
Выход на Главную страницу